Но так ли идеально это изобретение, как кажется на первый взгляд?
Например, подавляющее большинство посетителей жалуется на то, что их буквально преследуют вниманием охранники. А если сочтут нужным, то и обыскать не побрезгуют.
Выходит - такая у них работа всех подозревать?
Именно из-за этого многие предпочитают западному аналогу "советский вариант" - лучше уж в очереди отстоять, чем чувствовать себя преступником.
ПРИШЕЛ В МАГАЗИН - ПОЛОЖИ ВЕЩИ В ШКАФЧИК!
Недоволен честной народ и обязательным правилом: "зашел в магазин - положи вещи в шкафчик". Тем более что "за сохранность личных вещей администрация ответственности не несет", а ключи на дверках кажутся одинаковыми.
Прояснять ситуацию я отправилась прямо к администраторам таких магазинов. И выяснила, что внутренний устав "сам-магов" практически одинаков для всех, но в каждом, в зависимости от компетентности и порядочности персонала, правила несколько различаются.
Так, в большинстве магазинов самообслуживания разрешают оставлять при себе сумки (в "Фуд-маркете" даже спортивные), заставляя "прятать" только пакеты. А в некоторых магазинах покупатель может пронести с собой все вещи - никто отбирать не будет. Но пусть в таком случае не возмущается, если за ним будет неотрывно следить охрана.
Такое правило, по словам администраторов, необходимо для удобства самих покупателей и для пре-дотвращения скандалов с ними. Ведь люди часто ходят за покупками в разные магазины, а чеки не берут. Потом возникают неприятные ситуации.
Также это нужно для пре-дотвращения краж, которыми нередко балуются дети, молодежь и другая часть населения. Но особая группа любителей поживиться - это дамочки в норковых шубках. Это для них что-то вроде наркотика - взять так, чтобы не засекли.
А на вопрос, законно ли это неписаное правило - принуждать класть вещи в подозрительный "сейфик", отвечает член правления общества защиты прав потребителей Григорий Георгиевич Жигалов:
-Абсолютно законно. У каждого шкафчика есть индивидуальный ключ. Это исключает воровство, тем более что в магазине полно охраны. А что касается надписи: "За личные вещи админист-рация ответственности не несет", то здесь отдельный разговор. Это не вполне законно. В таком случае персонал должен хотя бы предупреждать, чтобы люди не оставляли ценные вещи.
"ВЫ НЕ ЗАБЫЛИ ЗАПЛАТИТЬ?"
А вот насчет неписаного обычая - обыскивать подозрительного посетителя, то тут кто во что горазд. Например, в "Фуд-маркете" такого "удовольствия" себе не позволяют:
- Мы никого не обыскиваем даже, если видели непосредственное воровст-во - этим занимается милиция,- объясняет управляющий магазином Константин Владимирович Шишов.
Но чаще всего, наверное, чтобы не беспокоить "органы" по пустякам, охранники делают это собственноручно. Если украл, то жди людей в форме, если нет, то - извини, ошибся.
В магазине под названием "Магазин по низким ценам" несколько другие порядки:
- Мы обыскиваем человека только в том случае, если непосредственно видели воровство. Разрешаем пройти мимо кассы, а затем, после "контрольного" вопроса: "Вы не забыли заплатить?" производим обыск, - комментирует администратор магазина Надежда Аркадьевна Пестова.
А законно ли это?
На этот вопрос отвечает Григорий Жигалов:
- Нет, это незаконно. Охрана в магазине не имеет права обыскивать человека, даже при реальных доказательствах кражи. В этом случае они могут только задержать подозреваемого и вызвать милицию, которая и будет производить обыск.
"МЫ - МЕБЕЛЬ!"
Чаще всего незаконным обыском занимаются некомпетентные, взятые "с улицы" контролеры торгового зала. Они не знают ни своих прав, ни прав покупателей, и в связи с этим позволяют себе различные вольности.
А так ли важно для работника охраны быть компетентным, и есть ли вообще такая профессия, и что она из себя представляет?
С этим вопросом я отправилась к главному охраннику магазина само-обслуживания "Солнечный лабиринт". Оказалось, что существуют трехмесячные курсы, на которых обучают специальности "контролер торгового зала". И уважающие себя магазины предпочитают брать на работу только таких охранников.
Ученый контролер зала не станет "висеть" у человека над душой, так как может отличить потенциального воришку от нормального покупателя с первого взгляда. А наблюдать умеет так, чтобы покупатель не чувствовал себя под постоянным надзором.
- И вообще, не стоит обращать на нас внимания. Мы - мебель. Наблюдать за людьми - наша работа, - говорит охранник Александр.
Оксана КИРЕЕВА
Безопасность очень важна. Личная безопасность а также безопасность имущества. Если нужна охрана бизнес-центра заходите на сайт http://s-sever.ru/ohrana/ohrana-biznes-centrov.html. Выгодные условия вас удивят. Объект будет под надежной защитой.