- Борис Владимирович, что представляет из себя сейчас механизм распределения земли в мэрии?
- Это очень специфическая тема. Начнем с небольшой предыстории. В прошлом году, с первого января, был введен новый градостроительный кодекс. Действовать он начал с первого октября. По этому новому кодексу все новые земельные участки, которые идут под застройку жилыми домами, обязаны проходить аукцион. В прошлом году новый порядок распределения земли был принят, мы добились того, чтобы управление архитектуры согласилось с ним!
Согласно этому документу процедура выделения земли должна происходит следующим образом: человек пишет заявку в департамент архитектуры. Они эту заявку обязаны рассмотреть. Если по генеральному плану там действительно должна быть жилая по-стройка, они обязаны собрать сами все согласования (межевание, кадастрирование, провести общественные слушания, поговорить с населением) и провести аукцион. В аукционе могут принять участие все желающие.
Конечно же, это все предполагает планомерную, стабильную работу управления архитектуры. Что же мы имеем на данный момент?! Положение было принято в декабре, а в департаменте архитектуры до сих пор все сидят ровно и не делают ничего! Что очень напрягает депутатов. Никто просто не может заставить их работать. Это что касается жилых помещений.
Что касается торговых павильо-нов - пишется заявка в управле-ние архитектуры, где ее рассматривают и, если считают, что этот ларек им действительно нужен здесь, отдают заявителю предписание, с которым он бежит по инстанциям. Получив все согласования, приходит обратно, и мэр выделяет... или не выделяет землю.
- Насколько прозрачна эта система?
- Прозрачности, конечно, не хватает. В последнее время отказывают вообще всем, подкрепляя отказ тем, что, мол, введен новый градостроительный кодекс. Человек сам уже вынужден пойти, взять градостроительный кодекс и понять, почему ему не дали участок!
- Почему так получается?
- Мне кажется, что здесь играет роль сила привычки, ведь по прошлому положению они проработали лет семь-восемь, и желания перестраиваться у них нет. Тем более, при внедрении института аукционов прозрачность этой схемы увеличивается в несколько раз. Теперь не потихаришь - этому дал, этому не дал... Выноси на аукцион, и все. А бюджет получает с этого деньги!
- Аукционы уже проводились?
- Они проводились, но уже давно, при "той" власти. Действительно продавались участки и строились дома. При "этой" власти ни одного участка с помощью аукционов распределено не было. Земля выделяется до того, как мы приняли новое положение. Только мы сказали, что распределение должно происходить через аукционы - земля полностью перестала выделяться. Все просто заблокировано! Вообще непонятно, чем с декабря (с момента принятия положения) по апрель занимаются в департаменте архитектуры?!
- А чем ваша комиссия занимается?
- Наша комиссия весь прошлый год билась над тем, чтобы ввести это положение в действие. Мы очень долго не могли договориться с департаментом архитектуры - написали одно положение, они от него отказались. Мы пошли на встречу и создали рабочие груп-пы - сделали второе, они сказали, что не хотят и его. А договориться мы хотели, подчеркиваю, полюбовно. С июня по декабрь продолжалась эта волынка. Наконец, документ ввели - и в департаменте стали говорить, что мы заблокировали им работу. По факту это "блокирование работы" сводится к тому, что они просто не хотят ничего делать.
Еще пример - реализация решений городского Совета депутатов предполагает то, что в мэрии должно появиться соответствующее официальное постановление за подписью мэра, с помощью которого решение и внедряется. Так вот, департамент градостроительства и архитектуры такого по-становления даже не выпускал - то есть они намеренно решили не выполнять решение депутатов "Об утверждении положения о порядке предоставления и прекращения прав на земельные участки в городе Архангельске"! По крайней мере, именно такое ощущение складывается. Доходит до абсур-да - мы сами за них подготовили это постановление.
- А подлинное назначение вашей комиссии?
- Придумывать более общие правила, которые бы устраивали население, а не лезть в исполнительную работу. Для депутатов было важно, чтобы аукционы все-таки нача-лись - потому, что это очень сущест-венное наполнение бюджета. Ну и, конечно, прозрачность действий... Удивительно - вроде бы полгода этим прозанимались, чего-то добились, но опять все впустую. Последние четыре месяца мы вообще никакого отношения к земле не имеем...
Ну, по новому градостроительному кодексу нюансов возникает очень много. Необходимо, например, проводить "зонирование" земель - разбивать весь город на зоны и решать, что эта зона, например, будет преимущественно промышленной, эта - коттеджной, эта - зоной многоэтажной застройки. В связи с новой кадастровой оценкой земли необходимо пересматривать варианты аренды. Сейчас аренда проводится по устаревшей методике, непонятно как, да и поднимать ее надо! Инициатива по этим вопросам должна идти не от нас, а от мэрии. Они должны нам это предлагать.
- А как вы раньше выстраивали отношения с градостроительной комиссией?
- Эта комиссия представляла собой собрание всех органов, с которыми необходимо было согласовывать выделение земельного участка - по старому положению. Законной силы она не носила никакой - просто рекомендательный характер. Все равно все решал мэр, его подпись. По новому положению она вообще отменена, главное - аукционы.
- Ваше видение скандала с Воробъевым?
- Все потрясены. Это, конечно, большой сюрприз. Но надо понять, что за обвинение ему предъявляют. Я лично абсолютно не понимаю, как он вообще что-то мог решать - он не входил ни в градостроительную комиссию, ни в комиссию по землепользованию. У человека нет даже понимания этих вопросов. Что он хотел делать - я не знаю.
Беседовал Александр КОЖЕВНИКОВ