КОРОЛЕВА РЕГАТ
Яхта-оригинал и в самом деле королевская. Она была построена в 1893 году для сына королевы Виктории Эдуарда, принца Уэльского, наследника английского престола. Историкам удалось запечатлеть 625 регат с участием "Британии", 231 из которых она выиграла, а в 360 - взяла призы. Это ли не слава королевы регат!
В январе 1936 года умер король Георг V - последний владелец "Британии", и по его предсмертной воле яхта была затоплена в море. Это произошло 9-го июля 1936 года. Несколько лет назад рыбаки подняли из моря деревянные детали, в которых были распознаны части "Британии". Это событие несколько оживило обсуждение британского проекта подъема яхты со дна моря, оцененного в 10 миллионов фунтов стерлингов и поддержанного принцем Чарльзом. Но до сих пор яхта "Британия" по воле своего хозяина покоится на дне.
РУССКАЯ СОСНА АФРИКАНСКИЙ ТИК
Водоизмещение 150 тонн, длина 37 метров, высота мачты 50 метров - таковы параметры яхт-близнецов. Но "Британия-2" уникальна. Мачта любой гоночной яхты порой принимает на себя нагрузку, равную водоизмещению судна. Строение мачты во многом определяет уравновешенность и динамику движения яхты. Сечение, набранное из сегментов, работает на все 360 градусов идентично. На сегодняшний день системы изготовления пустотелой сегментарной мачты в Европе нет. Лишь на Соломбальской судоверфи в городе Архангельске, в России. Определяющим в строительстве "Британии" стал человеческий фактор. Взявшись вшестером за длинное бревно, обшитое наждаком, архангельские кораблестроители часами полировали корпус яхты, раскачивая и вращая "шкурку". В черном зеркале бортов отражается десятилетний труд рабочих. Мачта, собранная из сегментов, не имеет повторения. Норвежская модернизированная сантехника, особая система питьевой воды, мощный мотор, электрическое управление - все то, чего не хватало прототипу.
Яхта-прототип была построена в комбинированном варианте с деревянной обшивкой на стальных шпангоутах, а современная "Британия" - деревянная полностью. В строительстве судна предпочтительна однородность материала. Русская сосна послужила основной древесиной в строительстве "Британии". Отделка бортов и люки выполнены в красном дереве. Покрытие 37-метровой палубы выложено из водонепроницаемого тика. Тик не сосед сосне. Это дерево растет лишь в Африке и Латинской Америке. Квадратный метр палубного покрытия обошелся Коатэсу предположительно в $300. Полная стоимость яхты держится в секрете. Строительство началось в 1995 году, качественные материалы из-за границы стоили копейки. Спустя три года в результате дефолта ситуация кардинально изменилась. Тем не менее, заказчик и не думал бросать начатое.
В конце августа 2005 года был запланирован спуск готовой яхты на воду. Сигурд Коатэс уведомил о торжественной дате прибытия яхты в Норвегию множество титулованных лиц со всех сторон света. В том числе были приглашены члены королевской семьи Норвегии. Сам Сигурд говорит: "После того, как "Британия" будет доставлена в Норвегию, мы еще год будем ее доводить у себя. Для внутренней отделки пригласим иностранных специалистов. После всех работ "Британия" будет участвовать в торжествах и парадах". 26-го августа "Британия" должна была прибыть на родину хозяина. Но спуск не состоялся. Яхта и по сей день стоит в цехе, где родилась.
ЧЕСТЬ ФЛОТА ИЛИ СПОР СУБЪЕКТОВ?
Для спуска яхты на воду требуется особый кран. На предприятиях северного мегаполиса таких кранов два. Норвежский нувориш готов был заплатить приличную сумму за эксплуатацию техники ФГУП "ПО "Севмашпредприятие" и за лоцманскую проводку к Белому морю. Севмаш запросил 13 миллионов рублей за аренду крана, буксира, работу команды и лоцмана. Сигурд Коатэс был вынужден отказаться от предлагаемой недешевой аренды.
Вот как сложившуюся ситуацию прокомментировал заместитель директора Соломбальской судоверфи Евгений Николаевич Ватлецов:
- Недавно по телевизору показали, как губернатор Киселев вручает государственные награды особенно отличившимся жителям Архангельской области. Среди награждаемых был и товарищ Бородин, заместитель директора Севмашпредприятия. Этот самый товарищ и погубил спуск яхты. Впервые мы обратились к нему за плавкраном для спуска "Британии" в мае. Он отказал, ссылаясь на чрезмерную загрузку данного плавучего сооружения. А через два дня этот кран был в Архангельске и спускал на воду пограничные катера. Как же так? Бородин распоряжается не своим, государственным имуществом. Мы снова к нему обратились, когда кран был в Архангельске, он и тут отказал. Кран простоял здесь неделю. Мы же кран арендуем не Христа ради, а за деньги, на коммерческой основе. Все лето продолжалась, так сказать, переписка. Товарищ Бородин ни отвечать не хотел, ни встречаться. А потом сказал: 13 миллионов давайте, может быть, спустим. Откуда такая цифра? Это сто тысяч долларов! За эти деньги не такой кран, но поменьше можно купить. Обращалась к Бородину и областная администрация в лице директора департамента промышленности Гурова. И наш депутат Сивков обращался. Губернатор Киселев ответил так: "Я не буду вмешиваться во взаимоотношения хозяйствующих субъектов". На мой взгляд, следовало бы вмешаться: здесь затронута честь российского флага, а не "хозяйствующих субъектов".
Валерий Викторович Бородин, заместитель генерального директора Северного машиностроительного предприятия, начальник производства морской техники и гражданского судостроения, разъяснил, что "на заводе все решения принимаются коллегиально":
- Стоимость аренды основана исключительно на калькуляции. Кран не является собственностью предприятия, мы сами его арендуем. Вообще-то, этот кран строился в Севастополе больше 10 лет и лишь в прошлом году пришел в Архангельск. Плавкран, который запросила судоверфь, предполагает команду в 24 человека. И обеспечение спуска яхты на воду занимает не один день, а дней пять. Да, мы не могли предоставить этот кран после спуска пограничных катеров. Были некоторые проблемы. Кран во время работы себя повредил. Предлагали 150-тонный кран, он не подошел. Предлагали 300-тонный автомобильный кран, который вполне бы мог спустить эту яхту. И он не подошел. Мы, наоборот, стараемся поддерживать судостроителей. Я лично был инициатором создания ассоциации судостроителей и судоремонтников Севера.
По словам Михаила Александровича Старожилова, руководителя пресс-службы Севмашпредприятия, плавкран "Севморнефтегаз" пришел в Северодвинск специально для строительства морской ледостойкой платформы "Приразломная" - первой российской платформы для добычи нефти на арктическом шельфе. Это проект федерального значения. Соломбальская же судоверфь выполняет частный заказ.
Такой же кран мог предоставить комбинат "Норильский никель". Кран, находясь на "Красной кузнице" на ремонте, должен был отправиться вместе с караваном других судов в порт Дудинку. Но, по результатам ремонтной комиссии, кран не был лицензирован.
- Насколько мне известно, - комментирует Е.Н Ватлецов, - кран прошел неофициальные испытания с грузом в 90 тонн. Но не был пройден этап документального подтверждения окончания ремонта. В Дудинку он не ушел. Законного права сдать в аренду этот кран Соломбальской судоверфи "Норильский никель" не имеет.
Шесть зимних месяцев "Британия" простояла в цехе.
О НЕЙ ЗНАЕТ ВЕСЬ МИР, КРОМЕ РОССИИ
В 2006 году исполнится 70 лет с тех пор, как затопили легендарную королевскую яхту. Неплохо бы приурочить спуск "Британии" к такому юбилею. Такая идея пришла в голову Сергею Александровичу Звягину, мастеру спорта, чемпиону России по парусу. Он долгое время работал директором Архангельского речного яхт-клуба, сегодня - младший научный сотрудник Института экологических проблем Севера и художник, чьи работы украсят каюты "Британии".
- Впервые информацию о "Британии" я получил, еще работая в яхт-клубе, - рассказывает Сергей Александрович. - Сегодня об уникальной копии знает весь мир... кроме России. На Соломбальскую судоверфь приезжали корреспонденты из Англии и Норвегии. Репортажи из Архангельска вышли в эфир на телеканалах CNN, BBC. Весть о появлении абсолютной копии знаменитой яхты обошла весь мир, и лишь у нас о грандиозном строительстве мало кто говорил и слышал. Многие мои друзья-норвежцы желают участвовать в переходе, постоянно звонят, спрашивают, мол, как там, Сергей, ситуация? Власти могли бы помочь, найти любые технические решения. Архангельск - торговый город, в Северодвинске - мощности есть. Вполне реально спустить 150 тонн на воду. Коатэс собирался уже чуть ли не со Швеции кран гнать. При удачном раскладе дел норвежец планирует заказать следующий, не менее грандиозный проект: русскую императорскую яхту.
"Британия" покажет, что могут русские. Рано или поздно яхта будет спущена на воду. Копия "королевы регат" обретет свободу. Свободу от стапелей и политики.
Антонина ПОНОМАРЕВА