На днях увидела свет статья в интернет-ресурсе РосКвартал под заголовком «Дефицит средств капремонта для замены устаревших лифтов в многоквартирных домах». Согласно требованиям регламента Таможенного союза, Россия обязана до 15 февраля 2025 года заменить все лифты, у которых истек срок эксплуатации. Специалисты данной сферы предупреждают о нехватке финансирования для полной обновы лифтового оборудования. Национальный лифтовый союз (НЛС) оценивает потребность почти в 300 миллиардов рублей на замену лифтов, при этом лишь 60% необходимых средств могут быть покрыты из фондов капремонта. Понимание того, что полностью выполнить задачу в установленные сроки нереально, побудило различные уровни власти, фонды капремонта, лифтовое сообщество и жилищные организации к поиску решений этой проблемы.
Ольга Мальгина, руководитель архангельской управляющей компании «ЖЭУ ЗАВ Ремстрой», приветствует выводы экспертов и подчеркивает: «Большинство многоэтажных домов, которые наша организация обслуживает, уже оборудованы новыми лифтами за период с 2018 по 2022 годы за счет средств из Фонда капитального ремонта Архангельской области в рамках программы по замене лифтов. Но ещё остаются дома с лифтовым оборудованием, которому более 40 лет, и они требуют замены несмотря на то, что они регулярно обслуживаются нашей специализированной подрядной организацией».
Данные НЛС указывают, что в прошлом году было установлено 18 тысяч новых лифтов, при этом ежегодно аналогичное количество лифтов достигает максимального срока службы. Разработанный Комиссией по вопросам лифтового хозяйства Общественного совета при Минстрое России проект ускоренного обновления лифтов в многоквартирных домах с использованием спецсчетов предлагает замену по фиксированной цене с возможностью оплаты половины стоимости в рассрочку на пять лет. Хотя внедрение таких мер на национальном уровне запаздывает, в некоторых регионах благодаря инициативам управляющих компаний и собственников жилья программа эффективно работает.
Вице-президент НЛС Алексей Захаров подчеркивает, что при правильном обслуживании лифты могут длительное время оставаться в исправном состоянии даже после окончания срока службы. Он также отмечает, что одна из наиболее сложных проблем возникает в многоквартирных домах со спецсчетами капремонта, где темпы обновления лифтов остаются низкими. Эксперты предлагают введение новых механизмов регионального и федерального финансирования для повышения безопасности жителей многоквартирных домов.
«Специальные счета являются полноправными участниками системы капремонта, наряду с региональными операторами. Поэтому работы в таких домах должны быть включены в региональные программы и краткосрочные планы. Также на них должны распространяться меры поддержки», - подчеркивает заместитель министра строительства и ЖКХ Алексей Ересько, настаивая на необходимости изменений в региональной политике.
В Архангельске специалисты в сфере ЖКХ успешно реализуют практику полной замены лифтов в многоквартирных домах со спецсчетами по капремонту. Ольга Мальгина приводит в пример ситуацию по использованию средств спецсчета для полной замены лифтов в доме №5 по улице 40-летия Великой Победы в городе Архангельске: «Мы предложили жителям воспользоваться уже накопленными средствами на спецсчете, привлечь субсидию из области и города и дополнить эту сумму дополнительными сборами за девять месяцев, тем самым обновив всю лифтовую систему дома и сохраняя спецсчет без его перевода в общий котёл.
Мы выражаем надежду на то, что жители проявят максимальную ответственность и примут предложение, которое мы считаем обоснованным, особенно учитывая возможность привлечения государственных финансов в форме поддержки и софинансирования. Мы рассчитываем на взвешенное и обдуманное решение собственников и на успешный результат голосования. Ведь это вопрос безопасности, гарант комфорта и благополучия жильцов в многоквартирном доме на долгие годы».