Все думали, что сериал с приватизацией Архангельского тралового флота закончится, как только будет принято решение о победителе конкурса, и новый хозяин возьмет в свои руки символический штурвал. Но оказалось, все только начинается. Потому что теперь, когда флот перестал быть государственным предприятием с вялотекущим и малоэффективным менеджментом, — и стал крупнейшим частным флотом в составе Северо-западного рыбопромышленного консорциума — начинается самое интересное!
Например, интересно, — с чего начнет реформу управления флотом новый владелец? Общество с ограниченной ответственностью «Вирма» (входит в СЗРК) приобрела у государства 100% акций за 2,2 млрд. рублей. Большая часть этих средств, как говорят, заемные. Кстати, занять денег, — намного проще, чем, к примеру, — одолжить опыт. А вот с опытом управления большим рыболовным флотом у «Вирмы» проблемы.
Сравним: «Вирма» владеет 1 судном — в АТФ входит 21 судно и рыбоперерабатывающий завод. «Вирма» владеет квотой на вылов донных рыб тысяч в 12 тонн — против троекратных 36 тыс. тонн трески и пикши у АТФ. Персонал «Вирмы» человек 300, а в АТФ трудятся почти 1500 тысячи сотрудников. Получается, что «моська» купила «слона».
Так как «моська» деньги на «слона» все же нашла, то, скорее всего, речь идет о ресурсах Северо-западного рыбопромышленного консорциума, который будет помогать «дочерней» «Вирме» справляться с гигантом АТФ. Кстати, сам Консорциум объединяет несколько небольших компаний с персоналом не больше 300-350 человек каждая (для оптимизации налогообложения). СЗРК, по-хорошему — специалисты по крабу. Масштаб их деятельности по рыбе не сопоставим с АТФ. Даже флот всех компаний, входящих в консорциум, хотя является «одним из самых больших в регионе» (15 судов-краболовов и несколько траулеров), не дотягивает до размеров АТФ. Правда, у АТФ сейчас на ходу с тоже только 13 траулеров, остальные уже не первый год стоят у причала в ожидании ремонта. Но теперь это тоже проблема нового владельца.
Как новое руководство будет выводить АТФ из предбанкротного состояния, как вернет в море ржавеющие на приколе траулеры, и как, в конце концов, возвратит былую славу крупнейшему в отрасли предприятию? Вот какие вопросы стоят на повестке дня.
Именно эти вопросы прозвучали на пресс-конференции в правительстве Архангельской области, в ходе которой руководитель областного агентства по рыбному хозяйству Алексей Коротенков озвучил требования к новому менеджменту АТФ. Как пояснил Коротенков, по условиям конкурса по продаже 100-процентного госпакета акций АТФ, покупатель в лице ООО «Вирма» (входит в консорциум СЗРК) подписал с правительством Архангельской области акционерное соглашение сроком на пять лет и должен безвозмездно передать региону одну обыкновенную акцию флота. Это подразумевает, что без согласия областных властей новый собственник не сможет сменить «прописку» предприятия, изменить основной вид деятельности, списывать суда или сокращать штатную численность работников предприятия.
Областное правительство будет контролировать дальнейшую работу предприятия в течение пяти лет, вплоть до 2018 года. Оно будет участвовать в согласовании сделок по продаже имущества стоимостью выше 5% от стоимости активов. Также под контролем региона будут сделки по отчуждению прав на вылов рыбы и по продаже продукции за пределы области. «Четверть всей добытой рыбы должна реализовываться на территории нашей области, — прогарантировал Коротенков, — остальными 75% предприятие вольно распоряжаться, как угодно».
Почему в акционерное соглашение включены такие жесткие условия, объясняется просто: главные опасения архангелогородцев, которые высказывались еще до продажи АТФ, — это приобретение флота «коммерсантами» ради квот, перевод флота из Архангельска в более комфортный и теплый порт Мурманска, продажа старых судов на металлолом. Для региона это все означает катастрофу: береговая переработка без сырья никому не нужна, заводы закроются, около 2-х тысяч моряков и работников перерабатывающих заводов останутся без работы. А для жителей Архангельска, который называют «край доски и трески», траловый флот имеет огромное значение.
Над проектом акционерного соглашения в Росимуществе работали около года — взвешивали все «за» и «против», консультировались с областными чиновниками. В итоге (респект!) — продажа Архангельского тралового флота стала первой приватизационной сделкой в России, которая была проведена с социальными обременениями. Если же новый владелец АТФ нарушит обязательства соглашения, ему грозит штраф в размере от 2 до 100% от цены акций предприятия. Так что как минимум в течение пяти лет флоту ничего не угрожает.
Однако у любой медали, как говорится, две новости — одна хорошая (флот наконец-то обрел нового хозяина), другая похуже — в ближайшие самые трудные пять лет «Вирме» не позавидуешь. Судами — распоряжаться нельзя, оптимизировать (то есть резко сокращать) персонал нельзя, продавать активы (избавляться от непрофильных) запрещено, за перепрофилирование предприятия — штраф. Кстати, упомянутая на пресс-конференции Коротенкова четверть рыбы для продажи в регионе — «кошкины слезы».
Возник явный конфликт интересов — Администрации Архангельской области важно сохранить статус-кво, а небольшой «Вирме», не имея большого опыта, нужно либо вытащить громоздкий АТФ из кризисной ямы, либо пойти на дно вместе с его ржавеющими судами. Забота о коллективе – это правильно, но вот вопросы операционной деятельности, в том числе отчуждение и продажа нерентабельных судов могут оказаться принципиально важными для выживания предприятия.
Так что на повестке дня у нового руководства АТФ ответ на вопрос — «Вирме» с «удавкой на шее» в виде социальных обязательств и ограничений, зафиксированных в акционерном соглашении, достигнуть основной цели приватизации — «вырастить из АТФ современное рыболовецкое предприятие» силами 300 человек и одного «краболова». Благая цель, да верится с трудом.
Источник: Arhnet.Info