Власти города оказались не в состоянии обеспечить Архангельскую городскую службу спасения обмундированием. Аттестационная комиссия и трудовая инспекция фактически остановили работу спасателей, от которых зависят жизни архангелогородцев. Высококвалифицированные специалисты оказались в вынужденном простое, а чиновники не торопятся брать на себя ответственность.
Без штанов и работы
Ситуация развивалась более двух лет. И началось всё с того, что спасателям не успели закупить спецодежду, без которой работать просто нельзя.
АГСС является отделом в составе городского Центра гражданской защиты, который в свою очередь подчиняется непосредственно администрации Архангельска. Проблемы начались в 2017 году, когда руководство не смогло провести конкурс на поставку сертифицированного обмундирования. Соответственно на 2018 год денег на закупку обмундирования уже не было.
— Мы два года не получали спецодежду. Сроки носки закончились. Раз в три года любое спасательное подразделение проходит аттестацию. В марте прошлого года служба её не прошла. Стали писать письма в администрацию города, но ответа не дождались. Никаких движений тоже не было. В январе этого года ситуация с аттестацией повторилась, как и в апреле. Причём на комиссию под председательством главы регионального правительства Алексея Алсуфьева были приглашены представители администрации города, но никто не явился, — рассказывает руководитель службы Александр Никулин.
По словам спасателей, комиссия готова была аттестовать АГСС даже на основе гарантирующих писем горадминистрации, но таковых тоже не последовало. Власти не готовы гарантировать финансирование службы спасения и на 2020 год.
— Если в прошлом году мы ещё работали, выполняя аварийные задачи, — спасательные мы уже не имели права проводить, то в этом году мы получили предписание от трудовой инспекции об отстранении от работы в связи с необеспеченностью. С 8 марта мы ушли в вынужденный простой. «Работаем» по графику сутки через трое, получаем две трети зарплаты и ничего не делаем, — констатирует Александр Викторович.
Профессия души
Весь состав АГСС, в количестве 15 человек, был переведён на несение службы по графику с сохранением двух третей заработной платы. Другими словами, люди сидят на работе сутки через трое без права осуществлять выезды.
— Мы спасатели, нам без работы нельзя. Это ведь не у станка стоять, это профессия души… Да и зарплата здесь небольшая — 25 тысяч рублей. Это предел, что можно получить на руки. Поэтому у всех, конечно, есть другие работы, подработки. Сегодня зарплата составляет 15-16 тысяч из-за простоя, — рассказывает спасатель Сергей Соколов.
В мае, после праздников, весь штат АГСС должен будет сидеть на работе не сутки через трое, как сегодня, а уже по 8 часов пять дней в неделю.
— Сегодня в штате АГСС 15 человек. Половина людей просто уволятся в мае. А если потом, когда-то, позовут обратно, люди уже не пойдут, я думаю, — говорит Соколов, добавляя, что за десять лет заработная плата не поднималась ни разу.
Все, с кем нам удалось пообщаться в коллективе, считают, что службу таким образом хотят закрыть. Причём закрыть так, чтобы люди сами уволились. В неофициальных беседах со спасателями чиновники прямо говорят: никто не хочет брать на себя ответственность за ликвидацию АГСС и за выделение бюджетного финансирования.
Следующая аттестация АГСС возможна в июне-июле, но уже сегодня очевидно, что до этого времени никаких решений в пользу сохранения службы не последует.
Годзиш узнал о проблемах через соцсети
Соколов с самого начала не сидел сложа руки, начал писать письма сразу же после аттестационной комиссии прошлого года: в трудовую инспекцию, МЧС, администрацию президента. Ничего не добившись, написал лично градоначальнику Игорю Годзишу в соцсетях. Ответ: «Сергей, спасибо за письмо! Это новая для меня информация!»
Переписка продолжилась. Годзиш пообещал проработать вопрос. Потом написал, что на оборудование для АГСС потребуется 30 миллионов рублей, не говоря уже о зарплате. Пообещал встретиться с коллективом и… перестал отвечать на сообщения. Прошёл год.
— Областная служба спасения сегодня вынуждена выезжать на вызовы, которые обрабатываем обычно мы, в полном обмундировании, с водой для тушения пожара, например, чтобы вскрыть дверь квартиры, в которой захлопнули маленького ребёнка. Их выезд стоит порядка 5 тысяч рублей. А наш выезд стоит меньше тысячи рублей. Там миллионные убытки, — говорят спасатели.
Когда служба создавалась и начала работать, случалось по 20 выездов в сутки.
АОСС берёт на себя нагрузку городских спасателей
Уже в 2018 году часть вызовов, которые в обычном режиме обрабатывает АГСС, брала на себя Архангельская областная служба спасения имени И.А. Поливаного. Если ранее ежегодно на городских спасателей приходилось порядка 2000 вызовов, то в прошлом году их было 980. Всего было спасено 74 человека, включая 30 детей, оказана помощь 528 гражданам. Не говоря уже о ведении профилактической работы, дежурств на акватории Северной Двины, установок знаков безопасности, проверки переправ и многом другом.
В областной службе спасения дополнительной нагрузке, с одной стороны, рады. Тут дело такое: чем у спасателя работы больше, тем ему лучше. Любят они это дело. С другой стороны, дополнительная нагрузка приводит и к дополнительным тратам. Да и головной боли руководству прибавилось.
— Основная спасательная группа АОСС в марте выезжала в два раза больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Получается, что и областной бюджет тратится на работу муниципалитета, — говорит руководитель областной службы спасения Михаил Напольских. — Летом повышается нагрузка на службу спасения, растёт число вызовов и по области, и по городу. Соответственно нам придётся перестраивать работу. А когда образуется очередь вызовов, кто-то рискует не получить вовремя помощь. Придётся вводить дополнительную группу.
По словам собеседника агентства, одна из статей расходов, которые выросли — это топливо. Например, приходится выезжать на тяжёлом пожарно-спасательном автомобиле группой в составе 6 человек на мелкий вызов, куда мог бы отправиться легковой автомобиль АГСС с бригадой из 3 человек. Согласитесь, разница есть. По расчётам АОСС, топлива у службы хватит до сентября.
— Сегодня нам часто приходится заниматься стрельбой из пушки по воробьям. Конечно, мы не говорим о том, что в сентябре, когда кончатся деньги на топливо, мы просто встанем. Такого, конечно же, не произойдёт. Руководители и города, и области всю эту ситуацию знают. Для городской службы всё упирается в финансы. У городских спасателей нет минимального набора средств индивидуальной защиты и спецодежды. Спасатель не может работать голым. Соответственно служба не может получить аттестацию на право ведения аварийно-спасательных работ.
Муниципалитет обязан иметь собственную службу спасения
АГСС создавалась при мэре Викторе Павленко в 2007-2008 годах. Согласно законодательству РФ, муниципалитет обязан иметь собственное спасательное образование. Сейчас Виктор Павленко — член Совета Федерации, мы попросили его прокомментировать сложившуюся ситуацию:
— Наличие подготовленных специалистов городской Службы спасения позволяет муниципалитету оперативно реагировать в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций, обеспечивает самостоятельность в принятии решений именно тогда, когда время является главным фактором для сохранения человеческих жизней, — уверен Виктор Павленко. — Федеральное законодательство предусматривает обязательства муниципальных образований в сфере защиты населения от чрезвычайных ситуаций. В свое время, 12 лет назад, мы в Архангельске начали создавать, а точнее воссоздавать полноценную систему реагирования и предотвращения ЧС. Был создан городской Центр гражданской защиты, а в его составе – наша городская Служба спасения. Да, это потребовало серьезных затрат, мы на них сознательно пошли, укомплектовав службу необходимой техникой. Самое главное – был создан коллектив уникальных профессионалов, знающих и любящих родной Архангельск, и всегда готовый прийти на помощь жителям. За эти годы сотрудники.
АГСС спасли сотни жизней, предотвратили множество чрезвычайных и опасных ситуаций.
Кроме того, в Архангельске были отработаны в режиме реального времени алгоритмы взаимодействия в условиях ЧС различных служб от муниципального до федерального уровня. Что кстати было подтверждено во время визита в наш город Сергея Шойгу, когда он возглавлял МЧС России. Наши спасатели познакомились и освоили самые передовые методики экстренных служб в городах-побратимах – Портленде (США) и Эмдене (Германия). Сегодня Архангельск остается городом со своими особенностями транспортной инфраструктуры, системы ЖКХ, сетевым хозяйством, что, несомненно, требует наличия у муниципальной власти собственной эффективной структуры, способной оперативно реагировать на чрезвычайные ситуации.
Редакция ИА «Северные Новости» направила запрос в администрацию Архангельска с просьбой прокомментировать сложившуюся ситуацию.