Правозащитник Александр Брод главным виновником преждевременной смерти Сергея Магнитского называет бизнесмена Константина Пономарева. Однако, как отмечает Брод, этого не хотят замечать ни российские власти, ни либеральные СМИ, ни даже авторы так называемого «списка Магнитского».
В середине 1990 годов Константин Пономарев был держателем контрольного пакета акций и генеральным директором консалтинговой фирмы Firestone Duncan, которая уже тогда сотрудничала с инвестиционным фондом Уильяма Браудера Hermitage Capital. Тогда же Пономарев предложил Браудеру схему «с инвалидами» по скупке акций государственных компаний, на что Магнитский поначалу отреагировал отрицательно. Об этом со ссылкой на руководителя Московского бюро по правам человека Брода сообщает ресурс Полит.ру.
В процессе судебных слушаний Пономарев, на чьих показаниях следствие выстроило всю схему обвинения, свидетельствует против себя — о том, что именно он придумал схему ухода от налогов, отмечает Александр Брод. Однако по неизвестным причинам правоохранительные органы на это никак не реагируют. Более того, предоставляют Пономареву государственную защиту. «По моему мнению, госзащита — своеобразная плата за нужную информацию. Защищается он не от Браудера с Магнитским, а использует госзащиту для сопровождения своего бизнеса», — полагает правозащитник.
Либеральные российские СМИ характеризуют Константина Пономарева исключительно как «друга и коллегу Магнитского», удивляется Брод. Хотя после его показаний Сергей Магнитский был заключен под стражу в СИЗО «Матросская тишина», где почти через год скончался от острой сердечной недостаточности. Не считают необходимым его вносить в свои «списки Магнитского» и власти США, Великобритании. Объяснение этим явлением Брод не дает. Не выдвигает на сей счет никаких версий и Полит.ру.