Москва. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет данные о том, как россияне оценивают ситуацию в системе высшего образования и насколько эффективны, по мнению наших сограждан, меры, предложенные Дмитрием Медведевым способствовать развитию системы школьного образования в России.
45% россиян характеризуют ситуацию в системе школьного образования негативно (32% считают, что она тревожная, 13% — кризисная), 40% - скорее позитивно (37% полагают, что ситуация нормальная, 3% — что она отличная). 15% затруднились ответить. Тревожным состояние системы школьного образование чаще представляется тем, у кого есть школьники в семье (36%), 35—59-летним респондентам (35—39%), женщинам (35%), обладателям высшего образования (35%). О том, что ситуация нормальная, чаще говорят те опрошенные, у которых в семье есть школьники (43%), а также 18—24-летние россияне (51%). С ними чаще солидарны респонденты со средним образованием (40%).
Предложенная Дмитрием Медведевым мера по разработке системы моральных и материальных стимулов для сохранения в школах лучших педагогов и постоянного повышения их квалификации получила поддержку почти трех четвертей россиян (71%). Наиболее склонны заявлять об этом респонденты, у которых в ближайшем окружении есть школьники (72%) и 18—34 летние россияне (73—74%). С ними чаще солидарны опрошенные со средним (72%), высшим или неполным высшим образованием (73%). 19% полагают, что это правильная мера, но она вряд ли будет способствовать существенному повышению качества образования. Чаще такое мнение выражают те, у кого есть дети, внуки, братья или сестры, обучающиеся в школе (20%), 35—44 летние респонденты (22%). Их наиболее склонны поддерживать опрошенные с начальным или неполным образованием (21%), а также те, кто имеет среднее специальное образование (20%).
71% россиян полагают, что разработка новых стандартов проектирования и оснащения школ будет реально способствовать повышению качества образования. Такой прогноз чаще дают 18—24 летние (76%), а также россияне с высшим или неполным высшим образованием (76%). 17% наших сограждан полагают, что эта мер, хотя и правильная, вряд ли будет способствовать реальному улучшению качества образования в школах. Чаще об этом заявляют 35—44 летние (20%).
Построение системы поиска и поддержки талантливых детей кажется эффективным 62% опрошенным. Это мнение в равной степени характерно и для тех, у кого есть в семье школьники, и для тех, у кого их нет (по 62%), аналогичный ответ чаще дают и 18—34 летние (63—65%). Каждый четвертый уверен, что это правильная мера, но вряд ли на практике она поспособствует повышению качества образования. Чаще об этом сообщают те, у кого есть школьники в семье (26%). Доля таких респондентов возрастает и по мере повышения уровня образования: с 8% среди тех, у кого начальное или неполное среднее образование «против» 27% среди россиян с высшим или неполным высшим образованием.
Инициативный всероссийский опрос ВЦИОМ проведён 15—16 ноября 2008 г. Опрошено 1600 человек в 140 населенных пунктах в 42 областях, краях и республиках России. Статистическая погрешность не превышает 3,4%.
Как бы Вы могли в целом охарактеризовать ситуацию в нашей системе школьного образования? (закрытый вопрос, один ответ) |
|||
|
Всего опрошенных |
Наличие детей/внуков/братьев или сестер, обучающихся сейчас в школе |
|
Есть |
Нет |
||
отличная |
3 |
3 |
2 |
нормальная |
37 |
43 |
31 |
тревожная |
32 |
36 |
28 |
кризисная |
13 |
12 |
13 |
Затрудняюсь ответить |
15 |
6 |
27 |
Как бы Вы могли в целом охарактеризовать ситуацию в нашей системе школьного образования? (закрытый вопрос, один ответ) |
|||||
|
Всего опрошенных |
Образование |
|||
Начальное или ниже, неполное среднее |
Среднее (школа или ПТУ) |
Среднее специальное (техникум) |
Незаконченное высшее (не менее 3-х курсов вуза), высшее |
||
отличная |
3 |
1 |
3 |
3 |
3 |
нормальная |
37 |
36 |
40 |
38 |
34 |
тревожная |
32 |
25 |
29 |
34 |
35 |
кризисная |
13 |
7 |
13 |
12 |
15 |
Затрудняюсь ответить |
15 |
30 |
15 |
12 |
14 |
Как Вам кажется, будут ли следующие меры, предложенные Дмитрием Медведевым способствовать развитию системы школьного образования в России? (закрытый вопрос, один ответ) |
|||
|
Всего опрошенных |
Наличие детей/внуков/братьев или сестер, обучающихся сейчас в школе |
|
Есть |
Нет |
||
А. Построение системы поиска и поддержки талантливых детей |
|
|
|
Это очень важно и будет реально способствовать повышению качества образования |
62 |
62 |
62 |
Это правильная мера, но она вряд ли будет способствовать существенному повышению качества образования |
25 |
26 |
23 |
Эта мера неэффективна, она вряд ли даст какие-либо результаты |
6 |
7 |
5 |
Затрудняюсь ответить |
|
|
|
B. Разработка системы моральных и материальных стимулов для сохранения в школах лучших педагогов и постоянного повышения их квалификации |
|
|
|
Это очень важно и будет реально способствовать повышению качества образования |
71 |
72 |
69 |
Это правильная мера, но она вряд ли будет способствовать существенному повышению качества образования |
19 |
20 |
17 |
Эта мера неэффективна, она вряд ли даст какие-либо результаты |
5 |
4 |
6 |
Затрудняюсь ответить |
6 |
4 |
9 |
C. Разработка новых стандартов проектирования и оснащения школ |
|
|
|
Это очень важно и будет реально способствовать повышению качества образования |
71 |
72 |
70 |
Это правильная мера, но она вряд ли будет способствовать существенному повышению качества образования |
17 |
18 |
16 |
Эта мера неэффективна, она вряд ли даст какие-либо результаты |
4 |
5 |
4 |
Затрудняюсь ответить |
7 |
4 |
10 |