Москва. 23 апреля в Госдуме состоялся круглый стол по законодательному обеспечению нефтегазовой сферы. В ходе работы Круглого стола собравшиеся уделили большое внимание проблеме утилизации попутного нефтяного газа, сообщает официальный сайт партии «Единая Россия». Напомним, что задача по развитию газопереработки была поставлена Президентом Владимиром Путиным в качестве приоритета отечественной нефтехимии и нефтедобычи.
Член Генерального Совета партии «Единая Россия», заместитель председателя комитета Госдумы по энергетике Леонид Симановский:
— Утилизация попутного нефтяного газа (ПНГ) проблема не только экономическая, хотя конечно эффективная переработка этого ценного углеводородного сырья, до 20 млрд куб. которого ежегодно сжигается на нефтяных промыслах, равнозначна дополнительному приросту добычи до 16 миллионов тонн нефти или 3,5% ее ежегодной добычи. Сжигание попутного газа — это важнейшая экологическая и социальная проблема, ведь только в Тюменской области за годы эксплуатации нефтяных месторождений, по экспертным оценкам, сожжено около 225 млрд кубометров ПНГ, и в окружающую среду поступило более 20 млн т загрязняющих веществ. Отсюда и печальное «лидерство» Тюменской области и других регионов нефтедобычи по заболеваемости органов дыхания. К тому же в соответствии с Киотским протоколом, в недалеком будущем (с 2012 г.) такая деятельность будет наказываться штрафными санкциями, кратно превышающими существующие. Сегодня недропользователя за сверхнормативное сжигание можно наказать раз в два года штрафом в 40000 тыс. руб. При нулевой ставке налога на добычу ПНГ, отсутствии единой системы учета добычи и необходимости обязательно указывать процент утилизации при проведении конкурсов или аукционов на право пользования недрами это является «антистимулом» для решения проблемы.
На мой взгляд, именно поэтому эта проблема попала в поле зрения Президента. Перечень поручений по результатам обсуждения этого вопроса на совещании по экономическим вопросам 6 августа прошлого года является конкретным планом действий, как для государственных органов управления, так и недропользователей. Справедливости ради следует отметить, что подавляющее большинство компаний активно занимается решением данной проблемы и, в частности. Например, ОАО «Сургутнефтегаз» вплотную приблизился к уровню целевого показателя в 95% утилизации ПНГ на 2011 год и уже сейчас перерабатывает до 93% .
Есть положительные примеры отношения к проблеме и в других регионах. Так, например, в таком регионе нефтедобычи как Югра, не ожидая решения на федеральном уровне, уже с 2004 года в качестве обязательной нормы для недропользователя при выдаче лицензии является процент утилизации ПНГ, предусмотренный законом Ханты-Мансийского автономного округа — Югры «О недропользовании».
Югра же взяла на себя роль «испытательного полигона» для отработки комплекса мер, обозначенного в поручениях Президента, в том числе и использования механизмов реализации Киотского протокола, войдя в Глобальное Партнерство по сокращению объемов сжигания ПНГ.
Кроме возможности использования мировых достижений в виде конкретных и наиболее эффективных технологий, это позволяет привлечь существенные инвестиционные ресурсы в рамках так называемых «проектов совместного осуществления», финансируемых участником Партнерства — Всемирным банком.
Безусловно, необходимо и совершенствование законодательной и нормативной базы, и привлечение значительных финансовых средств в создание соответствующей современному уровню производственной инфраструктуры, но все же, как показывает практика решения проблемы, главным, к сожалению, все еще остается «организационный фактор». Я имею в виду необходимость практической координации решения этой проблемы на правительственном уровне, поскольку она выходит за рамки полномочий и возможностей любого из участников. Все предпосылки для этого созданы, а поручения президента определили конкретный план действий для ее решения рыночными, а не административными мерами. И, если механизм их реализации, то ли в виде Федеральной целевой программы, то ли в другой адекватной уровню проблемы форме, обеспечит их четкое выполнение всеми участниками процесса, в положительном результате я не сомневаюсь.