18—22 июля 2008 года Аналитический Центр Юрия Левады (Левада-Центр) провел репрезентативный опрос 1600 россиян. Распределение ответов на один из вопросов этого исследования приводится в процентах от общего числа опрошенных вместе с данными аналогичных опросов, проведенных в июле 2003—2007 годов
Статистическая погрешность подобных опросов не превышает 3%.
ВОЗМОЖНО ЛИ В РОССИИ В ТЕЧЕНИЕ БЛИЖАЙШЕГО ГОДА ПОВТОРЕНИЕ ФИНАНСОВОГО КРИЗИСА 1998 ГОДА?
Вариант ответа |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
Определенно да/Скорее да |
47 |
44 |
56 |
52 |
47 |
36 |
50 |
Скорее нет/ Определенно нет |
32 |
36 |
29 |
31 |
38 |
43 |
35 |
Затрудняюсь ответить |
21 |
20 |
15 |
18 |
15 |
21 |
16 |
Александр Голов, эксперт Левада-Центра:
Прошло уже десять лет с момента финансового кризиса в августе 1998 года. Связанные с ним тревожные ожидания понемногу рассеивались. В июле прошлого года, впервые за ряд лет, на вопрос о возможности повторения подобного кризиса в ближайшем году, россияне чаще отвечали «нет» — 43%, чем «да» — 36%. Но за прошедший год опасения финансового кризиса значительно возросли. На тот же вопрос, сейчас отвечают «нет» 35%, «да» — 50%. Еще два месяца назад оптимистические настроения преобладали. На вопрос «ВОЗМОЖНО ЛИ, НА ВАШ ВЗГЛЯД, В РОССИИ В ТЕЧЕНИЕ БЛИЖАЙШИХ 2—3 ЛЕТ ПОВТОРЕНИЕ КРИЗИСА 1998 ГОДА?» в мае ответили «нет» 40%, «да» — 36% (опрос 16—19 мая 2008, выборка та же). Перелом массовых настроений произошел в последние два месяца. Его непосредственная причина достаточно очевидна - резкий рост цен, особенно цен на продукты питания, на хлеб. Приведенные ниже таблицы показывают, что во всех основных социально-демографических группах населения преобладает мнение о возможности повторения в России в течение ближайшего года финансового кризиса 1998 года.
Наталья Бондаренко, научный сотрудник Левада-Центра:
Такие события, как августовский кризис 1998 года, порождают устойчивые фобии в массовом сознании, то есть страх остается надолго. Эти фобии могут в дальнейшем усваиваться в общих ожиданиях, ощущении неустойчивости-нестабильности и тревожности массового сознания. И это влияет на коридор планирования. Сейчас, как и несколько лет назад российские семьи строят прогнозы относительно того, что может ожидать их семью, максимум, на один год вперед. Традиционно более высокая тревожность отмечается в определенных социально-демографических группах: среди людей старших возрастов, особенно пенсионеров, жителей малых городов и сел.
Нынешние показатели говорят о том, что в целом в массовом сознании сохраняется высокая тревожность и недостаточная степень доверия к действиям властей. Но, если сравнить, как люди оценивали вероятность повторения кризиса в 2008 году и несколько лет назад то, например, заметно примерно одинаковое распределение оценок населением вероятности кризиса и в 2008, и в 2006 годах.
2006 год можно назвать относительно стабильным. И хотя ощущения тревожности тогда были сильные, но на реальное поведение (в частности, на потребительское поведение) семей это сказывалось опосредовано — именно в этот год респонденты отмечали улучшение материального положения фоне роста реальных доходов, рост своих потре6ительских возможностей и растущие ожидания относительно своего материального положения и потребительских планов на ближайшие месяцы.
Таким образом, хотя в сознании россиян и остаются нотки тревожности, однако происходит проработка прошлого опыта, совмещение его с недавними событиями, и, соответственно, коррекция ожиданий людей и их планов. В июле 2008 года у большинства россиян наибольшую тревогу вызывала не возможность внезапного повторения кризиса, а постоянно и постепенно усиливающийся рост цен на основные потребительские товары, особенно за последний год. Именно растущие инфляционные ожидания формируют текущее и будущее поведение россиян, в первую очередь, потребительское.