НАО. Как сообщили сайту ARHPERSPECTIVA.RU в пресс-службе администрации НАО, об этом сообщил первый зам главы округа Евгений Алексеев, вернувшись из Китая. Он принял участие в Международной конференции «Развитие системы торгово-экономического сотрудничества регионов Северо-Запада России и провинций КНР», которая прошла в городе Чаньчунь. Форум состоялся в рамках IV Торгово-инвестиционной ярмарки стран Северо-Восточной Азии.
В состав официальной делегации СЗФО вошли представители трех регионов: Новгородской области, Вологодской и Ненецкого округа, а также деловые люди Санкт-Петербурга. Цель поездки — установление контактов с властями и бизнесменами Поднебесной. Евгений Алексеев принял участие в заседании круглого стола «Логистика», который рассматривал вопросы оптимизации транспортных потоков от западной части Российской Арктики до Тихоокеанского побережья.
— Нас в первую очередь интересовало развитие инфраструктуры региона, — сказал Алексеев, — то есть строительство морского порта в районе Индиги или Амдермы, прокладка железной дороги и автомагистралей. Кстати, я выступал после представителя одной из китайских автономий, которая по площади такая же, как и Ненецкий округ — 180 тыс. квадратных километров. Однако проживает там 27 млн. человек, а у нас — 41 тысяча. У них построено 86 тыс. километров дорог, протянуто 90 тыс. линий электропередач. Они имеют три экономических зоны, 6 млн. — абонентов мобильной связи, 9 — гидроэлектростанций. По территории проходит газопровод Китай-Турция-Казахстан. При всем при этом, они считаются одной из самых слабо развитых территорий Китая. Нам до таких экономических показателей далеко. Но мы можем воспользоваться не только опытом Китая, но и финансами, и рабочей силой.
— Китайские бизнесмены заинтересовались возможностью инвестирования в жилищное строительство и переработку нефти, - продолжает Евгений Алексеев, — мы также готовы предложить участие в разведке недр округа. Ведь на территории НАО найдены проявления многих ценных полезных ископаемых. Например, на востоке есть месторождение угля, где можно вести его добычу открытым способом в промышленных масштабах. Если этот проект начнет осуществляться, потребуется строительство железной дороги. Как вы понимаете, здесь требуются серьезные инвестиции и одобрение Правительства РФ.
Мне удалось встретиться с представителями провинции Цзилинь, которые посещали Нарьян-Мар в феврале 2006 года. Они вновь подняли вопрос о возможном участии в строительстве дороги на Усинск. Это предложение мы намерены обсудить с «Архангельскавтодором» - организацией, курирующей строительство трассы. Более десяти лет тянут дорогу и ежегодно суммы на нее возрастают. По оценкам специалистов, требуется около 6 млрд. рублей. Для сравнения скажу, бюджет НАО составляет половину этой суммы. Китайская сторона может оказать помощь, как финансами, так и рабочей силой.
— Если говорить о жилищном строительстве, — говорит первый зам главы округа, — мы, конечно, заинтересованы в китайских технологиях и человеческих ресурсах. С их помощью стоимость квадратного метра значительно снизится, и жилье станет действительно доступным. Выиграют от этого и катайские работники. Средняя зарплата строителя в Поднебесной — 120 долларов в месяц, у нас приезжим платят солиднее. Сегодня только в Нарьян-Мар, по информации мэрии, сотня ветхих домов. Нужны новостройки и в сельской местности. Поэтому работы хватит всем.