По данным Фонда «Общественное мнение» (ФОМ), маршрутным такси регулярно пользуются, судя по ответам на соответствующий закрытый вопрос, более трети респондентов (36%; всего пользуются, хотя бы изредка, 45%). По этому показателю данный вид общественного транспорта уступает только автобусам (44%). Регулярно пользуются троллейбусами 14% респондентов, 9% — регулярно ездят на метро, 8% - на трамвае, 6% — на электричках.
Чаще всего маршрутками пользуются жители больших городов (57% из них) и мегаполисов (43%), реже всего — жители сел и малых городов (по 24%) и москвичи (27%). Впрочем, последнее неудивительно, поскольку у жителей столицы есть много возможностей перемещаться другими видами транспорта — автобусом регулярно пользуются 56% из них, метро — 64%, троллейбусами — 21%, электричками — 20%.
Более четверти россиян (28%) заявляют, что не пользуются регулярно никаким общественным транспортом (особенно часто это пожилые люди, лица с относительно низкими доходами, а также жители малых городов и сел). Отметим, что со времени опроса в феврале 2005 года несколько сократилась доля тех, кто общественным транспортом, по их словам, не пользуются (на 4 п. п.), а доли пассажиров маршруток и троллейбусов, напротив, возросли (на 5—6 п. п.).
Пятая часть респондентов (21%, а среди жителей сел — 47%) живут там, где нет маршрутных такси, еще треть (31%) не пользуются ими. Из тех, кто живет в местности, где нет маршруток, более половины (12% по выборке в целом) считают, что было бы хорошо, если бы у них появились такие такси. Чаще прочих об этом говорят жители сел (29%). Полагают, что это было бы плохо, совсем немногие (1%), прочие определенного мнения не имеют.
Из тех, кто пользуется маршрутками, примерно каждый пятый делает это ежедневно (10% по выборке в целом, среди молодежи — 15%), около четверти (12% по выборке) — от трех до шести раз в неделю, и чуть менее этой доли (9%) — один-два раза в неделю; треть опрошенных (15%) ездят на маршрутном такси от случая к случаю. Соответственно распределились и затраты на этот вид транспорта: 11% опрошенных тратят на маршрутку менее 90 рублей в неделю, 10% — от 90 до 150 рублей, 9% - более 150 рублей.
Большинство респондентов довольны работой маршрутных такси (31% по выборке), не довольны - 11%, или каждый четвертый респондент из числа тех, кто пользуется этим видом транспорта. Около трети пассажиров (16% по выборке в целом) отмечают положительные изменения в работе маршруток за последние годы, немногим меньше половины (20%) не видят изменений, а некоторые (5%) отмечают перемены к худшему.
Большинство из тех, кто пользуется маршрутными такси, полагают, что они работают либо лучше, либо так же (соответственно 21% и 14% по выборке), как государственный общественный транспорт. Однако есть и те, кто считает, что маршрутки работают хуже последнего (5%). Мы попросили респондентов объяснить свою точку зрения (были заданы соответствующие открытые вопросы). Сторонники маршрутного такси чаще всего говорили, что маршруток больше и они ходят чаще (14%), что они быстрее ездят (7%), а кроме того, привлекают комфортом, отсутствием давки, возможностью ехать сидя (4%); те же, кто считает, что маршрутки хуже государственного транспорта, объясняли свое отношение прежде всего непрофессионализмом водителей маршрутных такси («страшно ездить» — 2%), отсутствием четкого графика работы, теснотой салона (по 1%).