Высшая школа менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета (ВШМ СПбГУ) должна войти в число лидеров в рейтингах ведущих бизнес-школ мира. Именно этого — ни много ни мало — ожидают от нового учебного заведения.
Об этом говорил декан школы Валерий Катькало, представляя стратегию ее развития на заседании межведомственной рабочей группы по приоритетному национальному проекту «Образование», прошедшем 25 июля.
Напомним,
что бизнес-школа в Санкт-Петербурге, как и Московская школа управления
«Сколково», была создана в
рамках национального проекта «Образование». Основная цель новых учебных заведений
— подготовка самых современных управленческих кадров, которые войдут в
ВШМ была организована в начале 2007 года путем слияния трех структурных подразделений Санкт-Петербургского государственного университета. Для создания школьного кампуса университету распоряжением Правительства Российской Федерации был передан дворцово-парковый ансамбль «Михайловская дача», где 29 ноября 2006 года прошла торжественная церемония закладки первого камня с участием Президента России Владимира Путина. В состав попечительского совета школы входят руководители 20 ведущих российских и международных компаний, возглавляет его вице-премьер Правительства РФ Сергей Иванов.
Проект развития санкт-петербургской школы опирается на «университетскую модель», типичную для ведущих школ бизнеса. При его подготовке был учтен опыт становления и стратегии роста более 30 ведущих бизнес-школ мира.
В настоящее время школа уже ведет обучение по некоторым направлениям подготовки и за два года своего существования получила пакет международных аккредитаций для трех основных дипломных программ. Например, в конце мая текущего года ее двухлетняя программа Еxecutive MBA получила международную аккредитацию одной из самых уважаемых ассоциаций в мире бизнес-образования — АМВА (Ассоциация MBA). При этом впервые российской бизнес-школе эта аккредитация была выдана сразу на максимальный срок — 5 лет.
Как
сообщил декан Высшей школы менеджмента Валерий Катькало, основной
стратегической целью на период до 2012 года является разработка и запуск ряда
постбакалаврских дипломных программ, характерных для крупнейших международных
школ бизнеса. Для решения этой задачи учебному заведению необходимо сформировать
сильный профессорско-преподавательский состав, в том числе приглашая ведущих
зарубежных специалистов. К 2012 году ВШМ должна стать бизнес-школой с полностью
двуязычной (английский и русский языки) образовательной средой, обеспечивающей
как международную мобильность ее студентов, преподавателей и сотрудников, так и
высокую (не менее
Предполагается, что к 2012 году в ВШМ будет ежегодно учиться на дипломных программах более 1800 студентов, а число преподавателей составит 180 человек (из них 100 — штатных). При этом, как заметил Валерий Катькало, среднегодовая зарплата профессора должна достичь 3 млн руб.
Кроме
того, к 2012 году школа рассчитывает добиться начала публикаций статей своих
преподавателей в ведущих международных научных журналах, сформировать центр
подготовки руководителей с корпоративными программами высокого качества для
Как сообщил декан ВШМ, первую очередь кампуса планируется ввести в строй осенью 2010 года, а все работы завершить к концу 2012 года. В этой связи на заседании было отмечено, что сумма 8 млрд руб., выделенная из федерального бюджета на его постройку, выглядела приемлемой в 2006 году, но в настоящее время в связи с инфляцией этих средств может оказаться недостаточно, и смету строительства необходимо скорректировать с учетом современных реалий.
В целом в ближайшие пять лет школа планирует внедрить инновационную и устойчивую систему финансирования своего стратегического развития. На стартовой фазе проекта, в 2006 × 2007 годах, ею было получено значительное финансирование из средств федерального бюджета в рамках национального проекта «Образование». В дальнейшем учебное заведение должно полагаться преимущественно на доходы от платных форм обучения и поступления из эндаумент-фонда, однако на период его формирования ей еще понадобится государственная поддержка.
Предполагается,
что в
Декан школы подчеркнул, что в случае успешной реализации стратегии ее развития наработанный опыт по внедрению в российских условиях университетской модели бизнес-школы, формированию новых образовательных стандартов высшего профессионального образования, по организации фундаментальных и прикладных исследований в области менеджмента может быть перенесен в другие российские бизнес-школы и иметь системный эффект.