Накануне Дня Учителя Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет данные о том, какие воспоминания сохранили наши соотечественники о своих школьных учителях, как оценивают профессию учителя и считают ли ее престижной.
Большинство россиян с теплотой вспоминают школьных учителей (78%). Еще 15% не вспоминают своих педагогов. 6% говорят, что эти воспоминания им неприятны. 2% затруднились ответить. Приятные воспоминания о своих школьных учителях чаще сохраняют 45—59 летние россияне (83%), а также респонденты со средним специальным или высшим и неоконченным высшим образованием (81—82%).
Треть россиян не общаются со своими педагогами после окончания школы (33% опрошенных). В равных долях (по 22%) респонденты ответили, что поддерживали контакт первое время после школы, но сейчас нет, или поддерживали долгое время, но сейчас нет, или же поддерживают до сих пор. Почти каждый третий (33%) не общался с педагогами после завершения школьного образования. 2% затруднились ответить. Среди тех, кто никогда не поддерживал отношений с учителями после окончания школы, чаще встречаются жители обеих столиц (60%) и респонденты с начальным или неполным средним образованием (48%).
Только 23% наших соотечественников уверены, что учитель — вполне престижная профессия. 35% склонны думать, что эта профессия однозначно непрестижна, 38% считают, что это обычная профессия, и непрестижной ее назвать нельзя. 4% затруднились ответить. Респонденты в возрасте от 60 лет и старше чаще называют профессию учителя «вполне престижной» (31%). Чем ниже самооценка материального положения россиян, тем чаще они отмечают, что профессия учителя сегодня непрестижна: об этом заявляют 41% россиян с низкой самооценкой материального положения и 29% наших соотечественников с высокой самооценкой материального положения соответственно.
Почти половина россиян уверены, что, работая учителем, нельзя жить нормально в материальном смысле (48%). Еще 35% наших соотечественников склонны думать, что эта профессия и не слишком удачная, и не слишком проигрышная с точки зрения заработка. Почти каждый десятый (11%) полагает, что эта профессия позволяет устроить свою материальную жизнь успешно. 6% затруднились ответить. То, что, работая учителем, невозможно жить нормально в материальном смысле, чаще отмечают жители средних и крупных городов (58% и 52% соответственно). Москвичи и петербуржцы, а также жители маленьких городов наиболее склонны считать, что с этой профессией можно вполне успешно устроить материальную жизнь (16% и 15% соответственно). Чем ниже уровень образования россиян, тем чаще они отмечают, что профессия учителя позволяет устроить успешно материальную жизнь: 17% опрошенных с высшим или неоконченным высшим образованием «против» 9% респондентов с высшим или неоконченным высшим образованием.
Большинство россиян не хотели бы видеть своих детей школьными учителями (64%). Такую профессию для своих детей желают лишь 17% наших соотечественников. 19% затруднились ответить. Москвичи и петербуржцы чаще остальных респондентов отмечают, что хотели бы видеть своего ребенка школьным учителем (26%), а жители средних городов, напротив, в большинстве не желают видеть своих детей учителями в школе (74%). Чем выше уровень образования наших сограждан, тем чаще они отмечают, что профессия учителя нежелательна для их детей: 47% опрошенных с начальным или неполным средним образованием «против» 68% респондентов с высшим или неоконченным высшим образованием.
Инициативный всероссийский опрос ВЦИОМ проведён 27—28 сентября 2008 г. Опрошено 1600 человек в 140 населенных пунктах в 42 областях, краях и республиках России. Статистическая погрешность не превышает 3,4%.
Вспоминаете ли Вы своих школьных учителей и если да, то какие это воспоминания? |
||||||
|
Всего опрошенных |
Возраст, лет |
||||
18—24 |
25—34 |
35—44 |
45—59 |
60 и старше |
||
Да, вспоминаю и это приятные воспоминания |
78 |
79 |
79 |
77 |
83 |
70 |
Да, вспоминаю и это неприятные воспоминания |
6 |
6 |
9 |
8 |
6 |
4 |
Нет, не вспоминаю |
15 |
13 |
12 |
13 |
11 |
26 |
затрудняюсь ответить |
2 |
3 |
2 |
3 |
1 |
2 |
Поддерживаете ли Вы контакты с учителями после окончания школы? |
|||||
|
Всего опрошенных |
Образование |
|||
Начальное или ниже, неполное среднее |
Среднее (школа или ПТУ) |
Среднее специальное (техникум) |
Незаконченное высшее (не менее 3-х курсов вуза), высшее |
||
Да, поддерживал (-а) первое время после школы, но сейчас нет |
22 |
19 |
21 |
23 |
23 |
Да, поддерживал (-а) долгое время, но сейчас нет |
22 |
19 |
20 |
24 |
22 |
Да, поддерживаю до сих пор |
22 |
11 |
23 |
21 |
25 |
Нет, никогда не поддерживал (-а) |
33 |
48 |
35 |
31 |
29 |
затрудняюсь ответить |
2 |
2 |
2 |
1 |
1 |
Как Вы считаете, профессия учителя является престижной или непрестижной в наше время? |
||||||
|
Всего опрошенных |
Возраст, лет |
||||
18—24 |
25—34 |
35—44 |
45—59 |
60 и старше |
||
Да, это вполне престижная профессия |
23 |
20 |
22 |
19 |
21 |
31 |
Это обычная профессия, не слишком престижная, но и непрестижной её не назовешь |
38 |
44 |
39 |
41 |
39 |
30 |
Эта профессия сегодня однозначно непрестижна |
35 |
33 |
35 |
37 |
37 |
31 |
затрудняюсь ответить |
4 |
3 |
4 |
3 |
3 |
8 |
Как Вы считаете, профессия учителя позволяет |
||||||
|
Всего опрошенных |
Тип поселения |
||||
Москва и Санкт-Петербург |
Более 500 тыс. жителей |
100—500 тыс. |
Менее 100 тыс. |
Сёла |
||
Да, это та профессия, с которой можно устроить свою материальную жизнь вполне успешно |
11 |
16 |
7 |
6 |
15 |
13 |
Это обычная профессия, не слишком удачная, но и не так чтобы проигрышная с материальной точки зрения |
35 |
44 |
32 |
33 |
34 |
36 |
Эта профессия сегодня однозначно не позволяет жить нормально в материальном смысле |
48 |
39 |
52 |
58 |
45 |
45 |
затрудняюсь ответить |
6 |
1 |
9 |
3 |
7 |
6 |
|
Всего опрошенных |
Образование |
|||
Начальное или ниже, неполное среднее |
Среднее (школа или ПТУ) |
Среднее специальное (техникум) |
Незаконченное высшее (не менее 3-х курсов вуза), высшее |
||
Да, скорее хотел(а) бы |
17 |
22 |
18 |
16 |
16 |
Нет, скорее не хотел (а) бы |
64 |
47 |
64 |
67 |
68 |
затрудняюсь ответить |
19 |
31 |
18 |
17 |
16 |