Накануне Дня Учителя Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет данные о том, какие воспоминания сохранили наши соотечественники о своих школьных учителях, как оценивают профессию учителя и считают ли ее престижной.
Большинство россиян с теплотой вспоминают школьных учителей (78%). Еще 15% не вспоминают своих педагогов. 6% говорят, что эти воспоминания им неприятны. 2% затруднились ответить. Приятные воспоминания о своих школьных учителях чаще сохраняют 45—59 летние россияне (83%), а также респонденты со средним специальным или высшим и неоконченным высшим образованием (81—82%).
Треть россиян не общаются со своими педагогами после окончания школы (33% опрошенных). В равных долях (по 22%) респонденты ответили, что поддерживали контакт первое время после школы, но сейчас нет, или поддерживали долгое время, но сейчас нет, или же поддерживают до сих пор. Почти каждый третий (33%) не общался с педагогами после завершения школьного образования. 2% затруднились ответить. Среди тех, кто никогда не поддерживал отношений с учителями после окончания школы, чаще встречаются жители обеих столиц (60%) и респонденты с начальным или неполным средним образованием (48%).
Только 23% наших соотечественников уверены, что учитель — вполне престижная профессия. 35% склонны думать, что эта профессия однозначно непрестижна, 38% считают, что это обычная профессия, и непрестижной ее назвать нельзя. 4% затруднились ответить. Респонденты в возрасте от 60 лет и старше чаще называют профессию учителя «вполне престижной» (31%). Чем ниже самооценка материального положения россиян, тем чаще они отмечают, что профессия учителя сегодня непрестижна: об этом заявляют 41% россиян с низкой самооценкой материального положения и 29% наших соотечественников с высокой самооценкой материального положения соответственно.
Почти половина россиян уверены, что, работая учителем, нельзя жить нормально в материальном смысле (48%). Еще 35% наших соотечественников склонны думать, что эта профессия и не слишком удачная, и не слишком проигрышная с точки зрения заработка. Почти каждый десятый (11%) полагает, что эта профессия позволяет устроить свою материальную жизнь успешно. 6% затруднились ответить. То, что, работая учителем, невозможно жить нормально в материальном смысле, чаще отмечают жители средних и крупных городов (58% и 52% соответственно). Москвичи и петербуржцы, а также жители маленьких городов наиболее склонны считать, что с этой профессией можно вполне успешно устроить материальную жизнь (16% и 15% соответственно). Чем ниже уровень образования россиян, тем чаще они отмечают, что профессия учителя позволяет устроить успешно материальную жизнь: 17% опрошенных с высшим или неоконченным высшим образованием «против» 9% респондентов с высшим или неоконченным высшим образованием.
Большинство россиян не хотели бы видеть своих детей школьными учителями (64%). Такую профессию для своих детей желают лишь 17% наших соотечественников. 19% затруднились ответить. Москвичи и петербуржцы чаще остальных респондентов отмечают, что хотели бы видеть своего ребенка школьным учителем (26%), а жители средних городов, напротив, в большинстве не желают видеть своих детей учителями в школе (74%). Чем выше уровень образования наших сограждан, тем чаще они отмечают, что профессия учителя нежелательна для их детей: 47% опрошенных с начальным или неполным средним образованием «против» 68% респондентов с высшим или неоконченным высшим образованием.
Инициативный всероссийский опрос ВЦИОМ проведён 27—28 сентября 2008 г. Опрошено 1600 человек в 140 населенных пунктах в 42 областях, краях и республиках России. Статистическая погрешность не превышает 3,4%.
Вспоминаете ли Вы своих школьных учителей и если да, то какие это воспоминания?
Всего опрошенных
Возраст, лет
18—24
25—34
35—44
45—59
60 и старше
Да, вспоминаю и это приятные воспоминания
78
79
79
77
83
70
Да, вспоминаю и это неприятные воспоминания
6
6
9
8
6
4
Нет, не вспоминаю
15
13
12
13
11
26
затрудняюсь ответить
2
3
2
3
1
2
Поддерживаете ли Вы контакты с учителями после окончания школы?
Всего опрошенных
Образование
Начальное или ниже, неполное среднее
Среднее (школа или ПТУ)
Среднее специальное (техникум)
Незаконченное высшее (не менее 3-х курсов вуза), высшее
Да, поддерживал (-а) первое время после школы, но сейчас нет
22
19
21
23
23
Да, поддерживал (-а) долгое время, но сейчас нет
22
19
20
24
22
Да, поддерживаю до сих пор
22
11
23
21
25
Нет, никогда не поддерживал (-а)
33
48
35
31
29
затрудняюсь ответить
2
2
2
1
1
Как Вы считаете, профессия учителя является престижной или непрестижной в наше время?
Всего опрошенных
Возраст, лет
18—24
25—34
35—44
45—59
60 и старше
Да, это вполне престижная профессия
23
20
22
19
21
31
Это обычная профессия, не слишком престижная, но и непрестижной её не назовешь
38
44
39
41
39
30
Эта профессия сегодня однозначно непрестижна
35
33
35
37
37
31
затрудняюсь ответить
4
3
4
3
3
8
Как Вы считаете, профессия учителя позволяет нормально жить с материальной точки зрения в наше время — или нет?
Всего опрошенных
Тип поселения
Москва и Санкт-Петербург
Более 500 тыс. жителей
100—500 тыс.
Менее 100 тыс.
Сёла
Да, это та профессия, с которой можно устроить свою материальную жизнь вполне успешно
11
16
7
6
15
13
Это обычная профессия, не слишком удачная, но и не так чтобы проигрышная с материальной точки зрения
35
44
32
33
34
36
Эта профессия сегодня однозначно не позволяет жить нормально в материальном смысле
48
39
52
58
45
45
затрудняюсь ответить
6
1
9
3
7
6
А Вы бы хотели, чтобы ваш ребенок стал школьным учителем?
Всего опрошенных
Образование
Начальное или ниже, неполное среднее
Среднее (школа или ПТУ)
Среднее специальное (техникум)
Незаконченное высшее (не менее 3-х курсов вуза), высшее
Да, скорее хотел(а) бы
17
22
18
16
16
Нет, скорее не хотел (а) бы
64
47
64
67
68
затрудняюсь ответить
19
31
18
17
16