Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет данные о том, как менялись оценки россиянами собственного материального положения за последние 11 лет. Для этого всех опрашиваемых разделили на пять групп: нищих — тем, кому денег не хватает даже на продукты; бедных — тем, кому на еду хватает, а на одежду — с трудом; «предсредний» слой — тех, кому хватает на еду и одежду, но не хватает даже на недорогую бытовую технику; «средний класс» — тех, кому денег хватает на всё, кроме действительно дорогих вещей (машины, квартиры, дачи); и богатых — тех, кто не ощущает для себя никаких материальных ограничений.
В мае 1998 г. (накануне августовского дефолта) к самой бедной группе населения, которой денег не хватает даже на продукты, себя относили 28% опрошенных; в мае 1999 г., эта группа заметно увеличилась — до 37%; однако уже в мае 2000 г. вновь сократилась до «преддефолтного» объёма — до 29%. В последующие годы эта беднейшая группа продолжала сокращаться: до 21—22% в 2001—2002 г., 15—16% в 2003—2004 г., 11—13% в 2005—2007 и достигла минимального объёма — 7% — в 2008 г.
Группа «просто бедных» россиян, которой на продукты средств хватает, но покупка одежды вызывает финансовые затруднения, с мая 1998 г. по май 1999 г. практически не изменилась (был 41%, стало 39%). Уход её части в результате финансового кризиса 1998 г. в беднейшую группу компенсировался пополнением из более обеспеченных слоёв населения. Данная группа максимально разрослась к маю 2001 г, когда к ней себя относил каждый второй респондент (47%). В последующие года эта группа сокращалась — до 39% в 2002—2003 гг., 34—36% в 2004—2006 гг., 28% в 2007 г. В 2008 г. эта группа составила четвёртую часть населения страны — 24%.
К третьей группе россиян, которым денег хватает на продукты и одежду, однако приобретение вещей длительного пользования (телевизора, холодильника и т. п.) для них проблематично, в мае 1998 г. принадлежали (по самооценке) 24% опрошенных. После дефолта эта группа немного (на 4%) сократилась. Затем стала увеличиваться и к маю 2008 г. сделалась самой многочисленной, составив половину населения страны — 51%.
Четвёртая группа респондентов — «средний класс», которые без проблем могут приобретать вещи длительного пользования, но для них затруднительно покупать действительно дорогие вещи (например, автомобиль), в мае 1998 г. составляла 7%, в 1999—2000 гг. к этой группе себя относили лишь 4% опрошенных, в последующие годы группа постепенно увеличивалась и в 2008 г. насчитывает уже 16%.
Последняя группа опрошенных, способных себе позволить довольно дорогостоящие вещи — квартиру, дачу и многое другое — на протяжении всех лет исследований не превышает 1% населения.
Покупательские возможности тем лучше, чем моложе респонденты и чем выше уровень их образования. К двум первым группам себя относят от 18—19% опрошенных моложе 35 лет до 57% респондентов 60 лет и старше, к 4-й и 5-й группам — 21—24% представителей молодого поколения и лишь 4% — старшего.
В двух группах с низким покупательским статусом от 17% опрошенных с высшим и незаконченным высшим образованием до 58% — с образованием ниже среднего, в 4-й и 5-й группах, соответственно, 28% и 3%.
Респонденты, считающие своё материальное положение хорошим, в основном концентрируются в третьей (43%) и четвёртой группах (37%), выделенных по покупательской способности, т. е. среди тех, кому денег хватает только на продукты и одежду, и тех, кто может покупать вещи длительного пользования, но, например, автомобиль им приобрести затруднительно. Опрошенные, считающие себя средне материально обеспеченными, сосредоточены в третьей группе — среди тех, кому средств хватает на продукты и одежду (60%). Плохо материально обеспеченные опрошенные концентрируются в первых трёх группах, преимущественно во второй (денег достаточно лишь на продукты — 41%), отчасти в третьей (могут покупать продукты и одежду — 31%) и первой (едва сводят концы с концами — 21%).
Всероссийские опросы ВЦИОМ проведены в мае 1998—2008 г. Опрашивалось каждый раз по 1600 человек в 153 населенных пунктах в 46 областях, краях и республиках России. Статистическая погрешность не превышает 3,4%.
К какой из следующих групп населения Вы скорее могли бы себя отнести?
1998
1999
2000
2001
2002
2003
2004
2005
2006
2007
2008
Мы едва сводим концы с концами. Денег не хватает даже на продукты
28
37
29
22
21
15
16
13
11
12
7
На продукты денег хватает, но покупка одежды вызывает финансовые затруднения
41
39
44
47
39
39
34
36
36
28
24
Денег хватает на продукты и на одежду. Но вот покупка вещей длительного пользования (телевизора, холодильника) является для нас проблемой
24
20
22
26
33
37
36
38
41
45
51
Мы можем без труда приобретать вещи длительного пользования. Однако для нас затруднительно приобретать действительно дорогие вещи, например, автомобиль
7
4
4
5
6
8
10
11
10
13
16
Мы можем позволить себе достаточно дорогостоящие вещи — квартиру, дачу и многое другое
1
0
0
0
0
0
1
0
0
0
1
Затрудняюсь ответить
.
.
1
.
1
1
3
2
2
2
1
К какой из следующих групп населения Вы скорее могли бы себя отнести?
Всего опрошенных
Пол
Мужчины
Женщины
Мы едва сводим концы с концами. Денег не хватает даже на продукты
7
6
8
На продукты денег хватает, но покупка одежды вызывает финансовые затруднения
24
21
26
Денег хватает на продукты и на одежду. Но вот покупка вещей длительного пользования (телевизора, холодильника) является для нас проблемой
51
51
50
Мы можем без труда приобретать вещи длительного пользования. Однако для нас затруднительно приобретать действительно дорогие вещи, например, автомобиль
16
18
14
Мы можем позволить себе достаточно дорогостоящие вещи — квартиру, дачу и многое другое
1
1
0
Затрудняюсь ответить
1
3
2
К какой из следующих групп населения Вы скорее могли бы себя отнести?
Всего опрошенных
Возраст, лет
18—24
25—34
35—44
45—59
60 и старше
Мы едва сводим концы с концами. Денег не хватает даже на продукты
7
3
5
6
8
12
На продукты денег хватает, но покупка одежды вызывает финансовые затруднения
24
16
13
17
23
45
Денег хватает на продукты и на одежду. Но вот покупка вещей длительного пользования (телевизора, холодильника) является для нас проблемой
51
59
58
54
51
36
Мы можем без труда приобретать вещи длительного пользования. Однако для нас затруднительно приобретать действительно дорогие вещи, например, автомобиль
16
20
23
17
16
4
Мы можем позволить себе достаточно дорогостоящие вещи — квартиру, дачу и многое другое
1
1
1
1
1
Затрудняюсь ответить
1
1
0
5
1
3
К какой из следующих групп населения Вы скорее могли бы себя отнести?
Всего опрошенных
Образование
Начальное или ниже, неполное среднее
Среднее (школа или ПТУ)
Среднее специальное (техникум)
Незаконченное высшее (не менее 3-х курсов вуза), высшее
Мы едва сводим концы с концами. Денег не хватает даже на продукты
7
18
9
5
3
На продукты денег хватает, но покупка одежды вызывает финансовые затруднения
24
40
29
21
14
Денег хватает на продукты и на одежду. Но вот покупка вещей длительного пользования (телевизора, холодильника) является для нас проблемой
51
36
49
55
52
Мы можем без труда приобретать вещи длительного пользования. Однако для нас затруднительно приобретать действительно дорогие вещи, например, автомобиль
16
3
11
16
27
Мы можем позволить себе достаточно дорогостоящие вещи — квартиру, дачу и многое другое
1
0
1
1
Затрудняюсь ответить
1
3
2
2
3
К какой из следующих групп населения Вы скорее могли бы себя отнести?
Всего опрошенных
Оценка своего материального положения
Очень хорошее, хорошее
Среднее
Плохое, очень плохое
Мы едва сводим концы с концами. Денег не хватает даже на продукты
7
1
3
21
На продукты денег хватает, но покупка одежды вызывает финансовые затруднения
24
13
19
41
Денег хватает на продукты и на одежду. Но вот покупка вещей длительного пользования (телевизора, холодильника) является для нас проблемой
51
43
60
31
Мы можем без труда приобретать вещи длительного пользования. Однако для нас затруднительно приобретать действительно дорогие вещи, например, автомобиль
16
37
16
4
Мы можем позволить себе достаточно дорогостоящие вещи — квартиру, дачу и многое другое
1
3
0
0
Затрудняюсь ответить
1
3
2
3