Рейд, проведенный представителями администрации Северодвинска по овощным палаткам, показал, что, как и в прошлом году, некоторые предприниматели нарушают свои обязательства по их размещению, а продавцы не знают элементарных правил торговли.
Картинка с натуры. — Девушка, вы правила торговли знаете? - ?!... Ну, так, примерно...— барышня, вынув изо рта сигарету, с недоумением уставилась на нас из-за прилавка овощной палатки, расположенной у дома на Карла Маркса, 14. — В соответствии с правилами курить продавцу запрещено, — покачав головой, Елена Говорова, и.о. начальника отдела организации потребительского рынка администрации Северодвинска? окинула взглядом прилавок, на котором яркими красками играли помидоры, огурцы, персики, виноград, прочие летние витаминные прелести. — Откуда у вас помидоры? Не знаете? А яблоки? Посмотрите в сопроводительных документах, пожалуйста. Как это нет документов? На все овощи-фрукты они у вас должны быть. — Да не знаю я, где они. Я вообще на подмене. — То есть вы с другой точки? А где ваша медкнижка? Нет?! А договор с работодателем? — Я же говорю, что я на подмене. Меня попросили. И я тут ничего не знаю. Елене Говоровой пришлось устроить барышне настоящий торговый ликбез, потому как выяснилось, что та действительно не знает самых элементарных вещей. Того, что на палатке должно быть указание, какой предприниматель здесь осуществляет торговлю. Что за прилавком не должно быть посторонних (при этих словах из-за прилавка тихо испарилась какая-то женщина, при нас заглянувшая к приятельнице на огонек). Что без соответствующих документов не имеет права торговать и сам продавец, как бы и кто бы его ни упрашивал. ... Хотелось воскликнуть: «Занавес!» Но действие происходило не на сценических подмостках, хотя очень напоминало театр абсурда с элементами дежа вю. Абсурда — потому что и у второй палатки на Советской, 52 «спектакль» повторился за исключением табачной составляющей. Так начался ежегодный совместный рейд комитета по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям и управления экономики администрации Северодвинска по выборочной проверке нестационарных объектов торговли, реализующих плодоовощную продукцию.
Половину «арендую» нахаляву Всего в Северодвинске в разных частях города работает 50 таких временных торговых точек. 28 из них размещаются на подведомственных муниципалитету землях, их и предстоит проверить администрации. Но, проведенные специалистом КУМиЗО Алексей Жидков замеры территории, занимаемой только двумя палатками, выявили, что предприниматели не придают значения формулировкам и цифрам, имеющимся в договоре каждого из них с администрацией города. На улице Карла Маркса палатка и окружающие ее ящики с овощами-фруктами занимали 16 квадратных метров, на Советской — 15, в то время, как в договорах аренды у обоих бизнесменов значится цифра 10. То есть оба используют муниципальную землю по принципу «половину — нахаляву». Значит, к обоим будут предъявлены санкции, даже если это их (или не их!) продавцы сами задействовали лишние метры. Следующие проверки пройдут в ближайшие дни. И поэтому предпринимателям имеет смысл привести торговлю в своих точках в соответствие с договорами, заключенными с муниципалитетом, и содержать их в надлежащем состоянии.
Не театр, но подмостки — обязательны! Надлежащее состояние подразумевает многие моменты, которые предприниматели обязаны соблюдать, в том числе поддержание порядка на занимаемой территории. В прошлогоднем аналогичном рейде на некоторых точках были обнаружены ломаные ящики и рваные коробки, сваленные прямо в палатках или перед ними и мешающие как покупателям, так и продавцам. А ведь тара, не говоря уже о пришедшей в негодность, должна оперативно вывозиться. Если же коснуться непосредственно вопроса торговли, то вся продукция должна размещаться под навесом и на поддонах. Так предписано санитарными и правилами торговли. Во время дождей некоторые палатки представляют собой печальное зрелище. (Кроме того, продавцу стоять целый день на деревянном настиле куда комфортнее, нежели на асфальте или в дождевой луже. И обеспечить своему персоналу условия работы, соответствующие требованиям охраны труда — тоже обязанность предпринимателя). Все ценники должны быть заверены печатью и подписью руководителя. А фамилия, имя, отчество, номер свидетельства о регистрации, контактный телефон, по которому можно связаться с предпринимателем, должны быть доступны каждому покупателю. Чего бы, кажется, проще вывесить прямо на тент палатки лист с этой информацией, упакованный в полиэтиленовый файл, дабы от дождя не промок? К слову, любой покупатель может потребовать у продавца вышеуказанную информацию, а также документы на продаваемую продукцию. Каждый вправе знать, откуда и когда доставлено то, что он собирается купить. Соответствующие документы должны предъявляться покупателю при его обращении тут же, поэтому ответы типа "я тут первый день, поэтому ничего не знаю, или все документы у руководителя (на складе, на другой точке и т.д.) не выдерживают никакой критики. Как не выдерживает критики и безответственное отношение бизнесменов к обучению собственных работников.