Проблема борьбы с коррупцией сформировалась в важнейшую государственную задачу и решается комплексно, одновременно по всем направлениям — от совершенствования законодательства, работы правоохранительной и судебной систем — до правового просвещения и воспитания в гражданах нетерпимости к любым, в том числе и бытовым проявлениям коррупции.
Прокуратура принимает активное участие в законотворческом процессе. По ее инициативе принят ряд нормативных актов, регламентирующих вопросы противодействия коррупции, внесены коррективы в действующее законодательство.
Прокуратура области, органы государственной власти области, органы местного самоуправления активно подключились к проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов, что имеет большой предупредительный потенциал.
Практика показывает, что к наиболее распространенным коррупциогенным факторам, которые встречаются в актах и их проектах, относятся принятие их за пределами полномочий, определение компетенции по формуле «вправе».
В текущем году в результате вмешательства прокуратуры из 218 нормативных правовых актов коррупциогенные факторы исключены.
Материалы прокурорских проверок свидетельствуют об увеличении количества нарушений законодательства в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд. Закупки осуществляются без конкурсного отбора поставщиков, с грубыми нарушениями закона при заключении контрактов либо вообще без их заключения. Это приводит к необоснованному созданию благоприятных условий отдельным хозяйствующим субъектам, незаконному и нерациональному расходованию бюджетных средств, а в некоторых случаях — к их хищению и злоупотреблению должностными лицами своими полномочиями.
Выявлены факты получения взяток должностными лицами заказчиков за обеспечение победы в торгах, случаи неправомерного уклонения от проведения аукционов, распространены факты заключения контрактов с единственным поставщиком, «дробления» заказов, позволяющих избежать конкурсных процедур. Запросы котировок не всегда отличаются прозрачностью.
Прокуратурой Красноборского района 02.11.2011 возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренным ч. 1 ст. 7.29 КоАП РФ, в отношении главы района, который принял решение о размещении муниципального заказа на ремонт детских дошкольных учреждений с единственным поставщиком С., который является родственником заместителя главы. Контракт заключен по предусмотренному законом основанию, когда размещение заказа, требующее затрат времени, нецелесообразно, т. е. для работ, необходимых для ликвидации последствий непреодолимой силы. Однако, как показала проверка, признаки чрезвычайности и непреодолимости не отражали создавшуюся обстановку, обстоятельства были контролируемые и предсказуемые, имелась возможность проведения торгов.
Распространены факты необоснованного завышения цен на закупаемое медицинское оборудование, создания должностными лицами административных барьеров при проведении торгов, ограничения конкуренции, предоставления привилегий отдельным субъектам. Формирование технического задания в конкурсной и аукционной документации на закупку медоборудования осуществляется заказчиками таким образом, что исключается возможность участия в торгах компаний, производящих конкурентоспособную продукцию. Например, при организации закупок компьютерных томографов для учреждений здравоохранения Архангельской области в документацию включались требования к техническим характеристикам, которые являются уникальными только для продукции производства компаний Тоsiba. Медицинское оборудование в нарушение требований бюджетного законодательства приобретено по ценам, в 2-3 раза превышающим цены производителей.
В производстве следственных органов находилось ряд уголовных дел коррупционной направленности по фактам выявленных нарушений в указанной сфере.
Одним из важных направлений прокурорского надзора в сфере противодействия коррупции является исполнение требований законодательства о государственной и муниципальной службе в части соблюдения установленных ограничений и запретов для служащих.
Не всеми служащими выполняются обязанности по предоставлению сведений о доходах, имуществе и обязательствах финансового характера, по передаче в доверительное управление принадлежащих им ценных бумаг, акций.
На должности государственной и муниципальной службы принимаются лица, квалификация которых не соответствует требованиям, либо при несоблюдении установленной конкурсной процедуры.
В сфере соблюдения законодательства о государственной и муниципальной службе и противодействии коррупции выявлено 1853 нарушения, принесено 264 протеста, внесено 213 представлений об устранении нарушений закона, по которым 155 должностных лиц привлечены к дисциплинарной ответственности.