Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет данные о том, как россияне оценивают темпы роста инфляции в России в течение последних месяцев, в частности, насколько повысились цены на продукты питания, бензин, коммунальные услуги, а также какие действия наши соотечественники предпринимают в сложившейся ситуации.
Три четверти россиян (73%) считают уровень инфляции в нашей стране очень высоким. Лишь 20% опрошенных оценивают его как «умеренный», только 2% заявляют о «незначительной инфляции». За последние три месяца число тех, кто считает темпы роста цен высокими, остаются практически неизменными (с 71% в мае 2008 года до 73% в августе 2008 года).
Чем старше респонденты, тем чаще они отмечают высокий рост цен (высокий темп роста инфляции указали 82% опрошенных 60 лет и старше и 60% 18—24летних). Также, чем ниже у респондентов самооценка своего материального положения, тем заметней для них рост инфляции (высокий уровень инфляции отмечают 53% опрошенных с хорошим, 73% со средним и 87% с плохим материальным положением). На высокие темпы роста инфляции чаще всего сетуют южане (82% респондентов) и жители Дальнего Востока (81%), а реже всего — уральцы и жители Северо-Запада (по 68% опрошенных).
Лидеры по удорожанию — бензин, мясо и молоко. 72% опрошенных отметили значительный рост цен на бензин, 68% — на мясо и мясопродукты, 67% — на молоко. 59% опрошенных указали на повышение коммунальных платежей. 63% опрошенных ощутили значительный рост цен на хлебобулочные изделия, 56% — на овощи и фрукты.
Наш ответ инфляции: 33% опрошенных отказались от употребления некоторых продуктов и товаров, 31% — решили воздержаться от покупки дорогих товаров и услуг, 29% - стали искать возможность подработать. Только 9% респондентов потребовали повышения заработной платы у руководителя. Респонденты с начальным и неполным средним образованием, а также опрошенные со средним специальным образованием наиболее склонны отказываться от употребления некоторых продуктов и товаров (44% и 38% соответственно). Поиск дополнительного места работы наиболее характерен для россиян с высшим или неоконченным высшим образованием (30%).
Инициативный всероссийский опрос ВЦИОМ проведён 23—24 августа 2008 г. Опрошено 1600 человек в 153 населенных пунктах в 46 областях, краях и республиках России. Статистическая погрешность не превышает 3,4%.
Как бы вы оценили рост цен (инфляцию) в течение последнего месяца-двух?
5—6 февраля 2005 г.
19—20 февраля 2006 г.
28—29 июля 2007 г.
20—21 октября 2007 г.
22—23 марта 2008 г.
24—25 мая 2008 г.
30—31 августа 2008 г.
Инфляция очень высокая
62
62
52
82
74
71
73
Инфляция умеренная
26
26
35
13
18
21
20
Инфляция незначительная
5
6
7
1
2
2
2
Затрудняюсь ответить
7
6
6
4
6
6
4
Как бы вы оценили рост цен (инфляцию) на различные товары и услуги в течение последнего месяца-двух?
Хлебо-булочные изделия
Молочныепродукты
Мясо имясопродукты
Овощи и фрукты
Бензин
Коммунальные платежи
Цены значительно выросли
63
63
68
56
72
59
Цены выросли, но незначительно
24
23
19
26
12
20
Цены не изменились
8
7
6
9
4
12
Цены снизились, но незначительно
1
0
0
1
1
0
Цены значительно снизились
0
0
0
0
0
0
Затрудняюсь ответить
3
6
7
7
12
8
Что из нижеперечисленного Вы предприняли из-за повышения цен на продукты питания и товары широкого спроса? (любое число ответов)
Всего опрошенных
Образование
Начальное или ниже, неполное среднее
Среднее (школа или ПТУ)
Среднее специальное (техникум)
Незаконченное высшее (не менее 3-х курсов вуза), высшее
Потребовал (а) повышения заработной платы у работодателя
9
6
9
8
12
Ищу возможности подработать
29
12
31
31
30
Митинги, демонстрации, письма протеста
2
1
2
1
3
Отказался (сь) от употребления некоторых продуктов и товаров
33
44
30
38
26
Отказался (сь) от покупки дорогих продуктов и товаров, поиск более дешевых
31
38
32
30
29
Цены растут, поэтому чтобы сберечь свои деньги, мы приняли решение потратить их на приобретение товаров длительного пользования (автомобиль, дорогая техника, мебель и т.п.)
4
1
4
3
7
Сокращение накоплений за счет трат на продукты и товары широкого спроса
9
6
8
9
13
Другое
5
7
4
4
5
Затрудняюсь ответить
15
16
15
14
17