Перуанец Марио Варгас Льоса удостоился Нобелевской премии по литературе, вручаемой Шведской королевской академией, обойдя таких номинантов, как Евгений Евтушенко, Изабелла Ахмадулина, Харуки Мураками, Умберто Эко и Кормак Маккарти. Всего в списке кандидатов было больше 60 имен.
Награждение лауреата прошло вчера в Стокгольме. Помимо золотой медали, перуанский прозаик получит 10 миллионов шведских крон (около 1,5 миллионов долларов). М.Льоса был награжден за «свою картографию структур власти, резкие образы человеческого сопротивления, восстания и поражения», гласит официальное заявление Нобелевского комитета. Последним представителем Латинской Америки, удостоившимся высокой награды, стал мексиканский поэт Октавио Пас.
Марио Варгас Льоса родился в 1936г. в городе Арекипа (Перу). Отец, водитель автобуса, вскоре бросил семью, оставив ребенка на попечение матери и ее деда. Льоса бросил военное училище, куда поступил по настоянию деда, и в 1953 году уехал в Испанию, где стал студентом факультета филологии. Первый роман «Город и псы», написанный в 1963 году, сделал его культовым писателем молодежи: написанный на основе воспоминаний об учебе в военном училище, он был предвзято встречен перуанской критикой. Роман публично сожгли на плацу Леонсио Прадо, что только прибавило популярности писателю. Книгу экранизировали в СССР. После выхода повести «Щенки» в 1967 году В.Льоса удостоился прозвища «второй Хемингуэй». Докторскую диссертацию В.Льоса получил за исследование творчества другого классика латиноамериканской литературы Габриэля Гарсия Маркеса, отношения с которым были напряженными и закончились публичной ссорой в 1976г.: в присутствии журналистов В.Льоса дал пощечину автору «Ста лет одиночества». Помириться им удалось только в середине 90-х гг.
Помимо литературы, В.Льоса активно занимается и политикой: в 90-х он выдвигался на пост депутата перуанского парламента.
Напомним, в 2009 году почетную премию получила немецкая писательница Герта Мюллер с формулировкой «за сосредоточенность в поэзии и честность в прозе, с которыми она описывает жизнь обездоленных».