Архангельский Областной Краеведческий музей приурочил к Международному Дню музеев открытие экспозиции «Монастыри на Русском севере. XV- XVII век».
В экспозиции представлено более ста предметов, половина из них содержат драгоценные металлы или камни, в связи, с чем возникали большие трудности при реставрации, которую проводили мастера из Москвы и Архангельска.
— Коллектив музея высокопрофессиональный, это очень порядочные люди. Эта экспозиция особая, духовная, поскольку не случайно мы остаёмся духовным центром не только Северо-Запада России, но и всей страны. Важно чтобы реставрировались не только исторические здания, но и открывались новые выставки, — сказал мэр Архангельска Виктор Павленко.
По генеральной идее создания этой экспозиции хронологическое изложение истории края должно прерываться тематическими, коллекционными, научными выставками. Впервые эта идея была применена именно в этой экспозиции.
Обращаясь к истории, стоит сказать, что монашество как явление возникло в III век в Египте и Палестине, тогда же появились и первые монастыри. В России первые монастыри возникли с официальным принятием христианства, первым из них был основанный Феодосием Печерским — Киево-Печерская Лавра. Огромная заслуга древнерусского монашества заключается в том, что они способствовали объединению страны.
Первые монастыри на Севере возникают с XIII века. С именем Сергия Радонежского связан значимый период с истории русской церкви, когда появляется целая сеть монастырей на Русском Севере. Русский писатель Андрей Муравьёв назвал эту россыпь — «Северная Фиваида». Фиваида — эта местность, где на заре христианства зародилось монашество.
Экспозиция рассказывает о монастырской колонизации Севера, истории крупнейших монастырей, существовавших на территории Русского Севера, церковной реформе XVII века, деятельности архиепископа Афанасия.
Центральный экспонат — макет Антониево-Сийского монастыря. В центре макете показан крестный ход, по краям - сцены их монашеской жизни.
— Наша экспозиция связана с историей монастырей и церквей на Русском севере, здесь представлены экспонаты 16-17 веков. Последний, третий зал экспозиции был открыт после трёх лет подготовительной работы, — сообщила заместитель директора по научной работе музея Людмила Симакова
По словам Людмилы Симаковой, художникам удалось органично вписать экспонаты в архитектурные особенности зала.
— Подобные экспозиции показывают людям далёким от церкви историю монастырей и церквей со светской точки зрения. Поэтому необходимо музеям и церкви работать вместе, а не порознь.