Москва. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет данные о том, где россияне собираются встречать Новый год, сколько денег планируют потратить на празднование, что собираются дарить друзьям и близким, когда обычно покупают подарки
Как отмечают социологи, из года в год предпочтения россиян относительно того, как провести новогодний праздник, сохраняются. Три четверти респондентов (76%) встречают наступающий год дома, 14% — в гостях. У 4% иные планы — они отправятся в ресторан, клуб, на дискотеку, на дачу, в пансионат, дом отдыха или заграницу. И 2% опрошенных не собираются праздновать. Как обычно, самые молодые опрошенные наиболее мобильны. Они реже планируют встречать Новый год дома (51% в группе 18—24-летних, для сравнения: в группе «60+» — 89%) и чаще собираются в гости (33% и 5%) или в ресторан, загород, за рубеж и т. п. (10% и менее 1%).
На празднование Нового года каждый второй респондент надеется потратить не более 3000 рублей. Стабильно самая значительная статья расходов — это праздничный стол; на него половина опрошенных планирует потратить до 1500 рублей (в том числе 12% рассчитывают уложиться в 500 рублей, 20% — от 501 до 1000 рублей, 18% — от 1001 до 1500 рублей). Для 18% опрошенных новогодний стол обойдется в сумму в пределах 3000 рублей, для 8% — 5000 рублей, для 4% — более. Есть и те, кто не предусматривает подобных расходов (5%).
На подарки близким каждый второй респондент (48%) собирается потратить также до 1500 рублей. Расходы от 1501 до 3000 рублей ожидаются у 15% опрошенных, от 3001 до 5000 рублей — у 7%, свыше этой суммы — у 3%. Другие расходы из новогоднего бюджета менее характерны и менее предсказуемы. На ёлки, туристические поездки, посещение театров и ресторанов и т. п. 29% респондентов тратить деньги не собираются, а 30% затрудняются оценить возможные расходы по этой статье.
Новогодние траты россиян растут, заметили социологи. По сравнению с 2003 г. сократилась доля тех, кто собирается израсходовать не более 500 рублей: на праздничный стол — с 31% до 12%, на подарки близким — с 33% до 15%, на развлечения — с 23% до 11%. За эти четыре года снизилась доля тех, кто не планирует тратить деньги на подарки (с 20% до 11%) и развлечения (с 54% до 29%).
Самыми популярными подарками на Новый год остаются сувениры (авторучки, блокноты, портмоне и т. п.); их собираются подарить своим близким 38% респондентов. К характерным подаркам относятся также конфеты, спиртные напитки, деликатесы (29%); игрушки (29%); парфюмерия, косметика, бижутерия (22%). По 7—9% опрошенных намереваются подарить цветы; одежду, обувь; аудио-, видеокассеты, CD, DVD диски; деньги. По 4—6% — бытовые приборы; мобильные телефоны; ювелирные украшения. За два года возросла популярность сувениров (с 33% до 38%) и игрушек (с 23% до 29%) в качестве подарков.
Приобретаются новогодние подарки, как правило (в 41% случаев) за несколько дней или в самый последний момент перед праздником. Для опрошенных до 35 лет такое поведение более характерно (49—51%), чем для респондентов 35—59 лет (40—44%) и, тем более, 60 лет и старше (22%). Занимаются выбором подарков в течение декабря 21% опрошенных. И практически столько же респондентов — 19% — стараются купить подарки заранее, в конце ноября — начале декабря; за год доля тех, кто заблаговременно приобретает подарки, немного сократилась (на 4%).
Инициативный всероссийский опрос ВЦИОМ проведён 22—23 декабря 2007 г. Опрошено 1600 человек в 153 населенных пунктах в 46 областях, краях и республиках России. Статистическая погрешность не превышает 3,4%.