НАО. Как сообщили сайту ARHPERSPECTIVA.RU в пресс-службе администрации НАО, в Нарьян-Мар прибыли представители ОГУ «Дорожное агентство Архангельской области «Архангельскавтодор», чтобы оценить дорожное хозяйство региона, которое передается в ведение области. Вместе с Валерием Потапенко - главой региона — они вылетели к самому крупному строящемуся дорожному объекту НАО — трассе Нарьян-Мар — Усинск.
Эта дорога для региона имеет стратегическое значение, так как является единственной автомагистралью, которая соединит после завершения ее строительства Ненецкий округ с другим субъектом — Республикой Коми. Зимой на период холодов трассу временно «достраивают», накатывая ледовую дорогу. Построенный участок трассы и зимник называют дорогой жизни, так как именно по ней везут в Нарьян-Мар продукты питания, строительные материалы, промышленные товары, нефтяники — производственные грузы для обустройства промыслов. Вопрос завершения строительства трассы и зимника — тесно связаны. Поэтому посетив ключевые объекты автодороги, представители власти пролетели и по предполагаемому маршруту прокладки зимней дороги.
Первым пунктом посещения стал недостроенный мост через реку Харьяха. Именно здесь обрывается автомагистраль Нарьян-Мар — Усинск. После долгостроя на 80 с лишним километров тянется тундра. Объект строители оставили восемь лет назад. Теперь оставшееся строение, а это 6 железобетонных опор, предстоит оценить заново и проверить его техническое состояние. Следующим пунктом назначения стал мост через реку Шапкина. Это самое протяженное и дорогостоящее сооружение автотрассы, которое строится при двойном финансировании — из бюджета области и Федерации. Как заявил представитель компании-подрядчика, в октябре мост планируют сдать в эксплуатацию. Однако предстоит преодолеть еще четыре водных преграды. Сегодня дорожники остановились на 103-м километре и до победного конца их отделяют 83 километра. Кстати, чем дальше продвигается трасса, тем дороже строительство, потому что все приходится доставлять грузовым автотранспортом, который в НАО тоже весьма дорог. Для завершения магистрали Нарьян-Мар — Усинск требуется более 6,5 млрд. рублей. Кстати, это два нынешних бюджета НАО. В год же выделяется порядка 140 млн.
Мост через р. Шапкина
- Строить дорогу из Нарьян-Мара — экономически не целесообразно, — считает глава округа Валерий Потапенко, — так как все стройматериалы, кроме песка, приходится завозить из других территорий. В результате стоимость транспортировки составляет от 30 до 80 % отпускной цены, а то и больше. Трассу надо тянуть из Коми — так значительно дешевле себестоимость строительства.
С этим согласен и руководитель «Архангельскавтодора» Алексей Верещагин. Алексей Федорович является также депутатом областного Собрания и возглавляет комиссию по бюджету. Он отметил, что в Архангельске осознают значение трассы для Ненецкого округа и приложат все усилия, чтобы завершить ее как можно быстрее. Однако, по некоторым объектам, например, таким как мост через Хараяху, придется заново готовить строительную документацию и это займет около года. Активное строительство начнется в 2009—2010 годах.
- Что касается зимника, — отметил Верещагин, — в ближайшее время объявим конкурс на его возведение. Возможно, будет произведена корректировка маршрута зимника, с целью экономии средств на его строительство и содержание.
В 2007 году нефтяники отказались тянуть зимник до Нарьян-Мара, решив завершить его в районе Шапкинского месторождения. Объяснение простое — нет производственной необходимости. Таким образом, «дорога жизни» не дошла до трассы Нарьян-Мар — Усинск 60 километров. Администрации НАО пришлось взять на себя затраты по строительству и содержанию этого отрезка, для чего было выделено 56 млн. рублей. В этом году (сезон 2008—2009 гг.) средства на строительство зимника придется изыскать Архангельску.