НАО. Как сообщили сайту ARHPERSPECTIVA.RU в пресс-службе
администрации НАО, в Нарьян-Мар прибыли представители ОГУ «Дорожное агентство
Архангельской области «Архангельскавтодор», чтобы оценить дорожное хозяйство
региона, которое передается в ведение области. Вместе с Валерием Потапенко -
главой региона — они вылетели к самому крупному строящемуся дорожному объекту
НАО — трассе Нарьян-Мар — Усинск.
Эта
дорога для региона имеет стратегическое значение, так как является единственной
автомагистралью, которая соединит после завершения ее строительства Ненецкий
округ с другим субъектом — Республикой Коми. Зимой на период холодов трассу
временно «достраивают», накатывая ледовую дорогу. Построенный участок трассы и
зимник называют дорогой жизни, так как именно по ней везут в Нарьян-Мар
продукты питания, строительные материалы, промышленные товары, нефтяники
— производственные грузы для обустройства промыслов. Вопрос завершения
строительства трассы и зимника — тесно связаны. Поэтому посетив ключевые
объекты автодороги, представители власти пролетели и по предполагаемому
маршруту прокладки зимней дороги.
Первым
пунктом посещения стал недостроенный мост через реку Харьяха. Именно здесь
обрывается автомагистраль Нарьян-Мар — Усинск. После долгостроя на 80 с лишним
километров тянется тундра. Объект строители оставили восемь лет назад. Теперь
оставшееся строение, а это 6 железобетонных опор, предстоит оценить заново и
проверить его техническое состояние. Следующим пунктом назначения стал мост
через реку Шапкина. Это самое протяженное и дорогостоящее сооружение автотрассы,
которое строится при двойном финансировании — из бюджета области и Федерации.
Как заявил представитель компании-подрядчика, в октябре мост планируют сдать в
эксплуатацию. Однако предстоит преодолеть еще четыре водных преграды.
Сегодня дорожники остановились на 103-м километре и до победного конца их
отделяют 83 километра.
Кстати, чем дальше продвигается трасса, тем дороже строительство, потому что
все приходится доставлять грузовым автотранспортом, который в НАО тоже весьма
дорог. Для завершения магистрали Нарьян-Мар — Усинск требуется более 6,5 млрд.
рублей. Кстати, это два нынешних бюджета НАО. В год же выделяется порядка
140 млн.
Мост через р. Шапкина
-
Строить дорогу из Нарьян-Мара — экономически не целесообразно, — считает глава
округа Валерий Потапенко, — так как все стройматериалы, кроме песка, приходится
завозить из других территорий. В результате стоимость транспортировки
составляет от 30 до 80 % отпускной цены, а то и больше. Трассу надо тянуть из
Коми — так значительно дешевле себестоимость строительства.
С
этим согласен и руководитель «Архангельскавтодора» Алексей Верещагин. Алексей
Федорович является также депутатом областного Собрания и возглавляет комиссию по
бюджету. Он отметил, что в Архангельске осознают значение трассы для Ненецкого
округа и приложат все усилия, чтобы завершить ее как можно быстрее. Однако, по
некоторым объектам, например, таким как мост через Хараяху, придется заново
готовить строительную документацию и это займет около года. Активное
строительство начнется в 2009—2010 годах.
-
Что касается зимника, — отметил Верещагин, — в ближайшее время объявим
конкурс на его возведение. Возможно, будет произведена корректировка маршрута
зимника, с целью экономии средств на его строительство и содержание.
В
2007 году нефтяники отказались тянуть зимник до Нарьян-Мара, решив завершить
его в районе Шапкинского месторождения. Объяснение простое — нет
производственной необходимости. Таким образом, «дорога жизни» не дошла до
трассы Нарьян-Мар — Усинск 60
километров. Администрации НАО пришлось взять на себя
затраты по строительству и содержанию этого отрезка, для чего было выделено 56
млн. рублей. В этом году (сезон 2008—2009 гг.) средства на строительство
зимника придется изыскать Архангельску.