Москва. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет данные о том, что думают россияне о современных средствах массовой информации.
Россияне, как правило, считают современные СМИ разнообразными и способными удовлетворить даже самые взыскательные запросы (53%). Так думают, прежде всего, 18-24-летние и высокообразованные респонденты (63 и 58% соответственно). Однако каждого третьего разнообразие и содержание современных СМИ не устраивает (33%) и в первую очередь это 45-59-летние и те, у кого среднее образование (по 36%).
В представлениях о роли СМИ доминирует мнение, согласно которому они дают нам важную информацию и должны прививать нравственные ценности (48%). Такой точки зрения придерживаются, как правило, 45-59-летние респонденты и жители малых городов (по 52%). 35% опрошенных считают, что СМИ служат для развлечения и получения информации в легкой и доступной форме — в первую очередь, так считают россияне моложе 44 лет (41-43%), жители столиц и крупных городов (40-42%).
Большинство россиян уверены, что новые средства массовой коммуникации никогда не заменят прежние (55%). Впрочем, 37% опрошенных придерживаются противоположной точки зрения. В то время, как пожилые респонденты, как правило, думают, что новые СМИ не смогут вытеснить традиционные (64%), среди 18-24-летних россиян доминирует противоположная точка зрения (55%).
Две трети наших сограждан считают, что всегда будут люди, готовые платить за качественную аналитику и покупать хорошие газеты и журналы (66%). Такой точки зрения в основном придерживаются 25-34-летние и высокообразованные респонденты (69 и 70% соответственно). Каждый пятый (22%), в свою очередь, уверен, что бесплатная пресса рано или поздно вытеснит распространяемые за деньги печатные издания — это мнение наиболее характерно для 18-24-летних россиян и обладателей среднего образования (27 и 24% соответственно).
Инициативный всероссийский опрос ВЦИОМ проведён 26-27 декабря 2009 г. Опрошено 1600 человек в 140 населенных пунктах в 42 областях, краях и республиках России. Статистическая погрешность не превышает 3,4%.
С каким из приведенных ниже суждений Вы в большей степени согласны? (закрытый вопрос, один ответ)
Всего опрошенных
Возраст, лет
18-24
25-34
35-44
45-59
60 и старше
Современные СМИ настолько разнообразны, что могут удовлетворить потребности самого взыскательного зрителя/читателя
53
63
57
53
52
41
Нынешние СМИ весьма однообразны и малоинтересны, в них трудно найти действительно важную и занимательную информацию
33
29
33
32
36
34
затрудняюсь ответить
14
8
10
15
12
25
С каким из приведенных ниже суждений Вы в большей степени согласны? (закрытый вопрос, один ответ)
Всего опрошенных
Возраст, лет
18-24
25-34
35-44
45-59
60 и старше
СМИ дают нам важную и серьезную информацию о происходящем в стране и мире, они должны прививать нравственные ценности, задавать людям правильные образцы поведения
48
45
46
45
52
48
СМИ дают возможность отдохнуть от работы, расслабиться, получить представление о происходящем вокруг в легкой и доступной форме
35
43
41
41
33
23
затрудняюсь ответить
17
12
13
14
15
29
С каким из приведенных ниже суждений Вы в большей степени согласны? (закрытый вопрос, один ответ)
Всего опрошенных
Возраст, лет
18-24
25-34
35-44
45-59
60 и старше
Новые средства массовой коммуникации никогда в полной мере не заменят прежние (газеты, журналы, телевидение, радио)
55
41
51
56
57
64
Рано или поздно новые электронные СМИ (Интернет) вытеснят прежние (газеты, журналы, телевидение, радио)
37
55
45
35
34
21
затрудняюсь ответить
8
3
4
8
9
15
С каким из приведенных ниже суждений Вы в большей степени согласны? (закрытый вопрос, один ответ)
Всего опрошенных
Возраст, лет
18-24
25-34
35-44
45-59
60 и старше
Всегда будут желающие получать объективную информацию и качественную аналитику, готовые платить за покупку качественных газет и журналов
66
62
69
65
67
63
Рано или поздно бесплатные газеты и журналы вытеснят распространяемые за деньги печатные издания
22
27
23
23
22
17
затрудняюсь ответить
12
12
8
11
11
20