Об этом в ходе августовского педсовета заявил заместитель министра образования и науки РФ Александр Климов.
Традиционная встреча педагогов открылась большим совещанием с руководителями образовательных учреждений профессионального образования, которое прошло в Северном (Арктическом) федеральном университете.
Александр Климов рассказал участникам совещания о перспективах развития высшего образования. К 2013 году после анализа результатов национального мониторинга количество российских вузов и их филиалов сократится, по предварительным оценкам, от 20 до 30 процентов либо путем присоединения к более сильным университетам, либо ликвидации образовательных учреждений.
— 1600 государственных вузов и филиалов — это очень много, особенно с учетом того, что их значительная часть осуществляет подготовку ненадлежащего уровня, — пояснил Александр Климов.
По его словам, будут существенно изменены и подходы к формированию системы прикладного бакалавриата. В формировании новой концепции примут участие ведущие вузы России и представители региональных властей. Кроме того, планируется серьезно перераспределить контрольные цифры приема в вузы и выделить региональную компоненту, чтобы часть бюджетных мест распределялась в соответствии с интересами экономики территории.
Представитель федерального министерства рассказал и о планах обновления образовательных программ начального и среднего профессионального образования.
-Мы считаем, что в течение двух лет сможем серьезно изменить ситуацию с качеством обучения и достичь позитивных результатов и оценок как со стороны работодателей, так и со стороны самих россиян, — подчеркнул Александр Климов
Важнейшую задачу модернизации системы профессионального образования обозначил в своем выступлении министр образования и науки Архангельской области Илья Иванкин. Она должна быть нацелена на подготовку кадров под потребности экономики региона, укрепление материально-технической базы образовательных учреждений. Министр рассказал о тех шагах, которые уже предпринимаются в регионе в этом направлении. Так, в области с 2012 года действует областная программа развития профессионального образования, в рамках которой будут созданы несколько ключевых образовательных кластеров, объединяющих учебные заведения соответствующего профиля: агропромышленный, лесопромышленный, транспортный, кластер строительного комплекса и жилищно-коммунального хозяйства, кластер общественного питания и торговли, а также кластер образовательных учреждений Северодвинска. Основной методической и материально-технической площадкой для обучения станут 12 ресурсных образовательных центров, которые будут обеспечены лучшими педагогическими кадрами и оснащены современным оборудованием. Илья Иванкин отметил, что назрела необходимость разработки на федеральном уровне соответствующей программы модернизации системы НПО и СПО, аналогичной той, которая реализуется сейчас в общем образовании.
— Если бы нашей области в течение пяти лет выделялось ежегодно из федерального бюджета 150 миллионов рублей, то за это время мы получили бы полностью модернизированную систему начального и среднего профессионального образования, — подчеркнул Илья Иванкин.
В числе ключевых тем, которые обсуждались на совещании, были вопросы формирования регионального заказа на подготовку кадров с участием представителей образовательных учреждений и работодателей; создания непрерывной системы образования, начиная со школьной скамьи и заканчивая послевузовским обучением; развития системы поддержки одаренных детей.
Поднимая проблему подготовки кадров, ректор САФУ Елена Кудряшова обозначила дисбаланс между потребностями страны и региона в инженерно-технических специалистах и переизбытком гуманитариев.
— Сегодня всё меньшее количество абитуриентов выбирает технические специальности, да и качество подготовки выпускников школ по таким предметам, как физика, математика, химия, оставляет желать лучшего. Средний балл ЕГЭ по математике в регионе ниже, чем по стране в целом, — отметила Елена Кудряшова.
В совместных планах правительства области и Северного (Арктического) федерального университета — создание системы отбора и обучения одаренных детей, имеющих способности к естественным и точным наукам, в том числе с помощью создаваемого университетского лицея и дистанционного образования.