Вчера в ходе поисков с самолета Северного Флота Ил-38 сухогруз «Капитан Кузнецов» был обнаружен у мыса Канин Нос. В складывающихся климатических условиях увидеть точку в море (это вблизи сухогруз кажется громадой, а с высоты при волнах высотой 7 метров — это почти незаметный объект), было очень сложной задачей — ведь видимость не превышала 4 миль (примерно 8 км). К указанной точке направился вертолет МИ-8 с пловцами-спасателями. Спасателю Архангельской областной службы спасения Дмитрию Попову в сложнейших метеоусловиях удалось спуститься на сухогруз.
Сильный северо-западный ветер 23 м/с с порывами и 5-балльный шторм раскачивали сухогруз во всех направлениях. В таких условиях на высоте порядка 15 метров от палубы и в 5 метрах от мачты командиру эскадрильи со второго объединенного авиаотряда Сергею Петрову нужно было удерживать вертолет, чтобы спасатель мог спуститься. Подобные спуски уже были не раз отработаны в ходе учений на Северной Двине ранее. Последнее такое учение было совсем недавно −10 ноября, на сухогрузе «Михаил Ломоносов» в дельте реки. «Это профессионалы высочайшего класса, — утверждает Александр УВАРОВ, начальник центра гражданской защиты Архангельской области. — Мы с этими людьми работали при ЧС с сухогрузом „Варнек“, когда тот потерпел крушение в июле 2010 года в Белом море у северной оконечности полуострова Канин. У наших спасателей с вертолетчиками — слаживание на высоком уровне, и это очень помогло в данной ситуации».
Первоначально эвакуацию планировалось проводить именно при помощи вертолета. Однако этого не потребовалась: все люди на судне были живы, а подвергать их риску при подъеме в складывающихся условиях было слишком опасно.
На судне удалось запустить двигатель и в сопровождении ледокола «Диксон» оно сейчас направляется в Архангельск. Два человека получили травмы, но они, к счастью, не тяжелые.
Теперь к вопросу о том, почему с судном не было связи. Во время шторма волной повредило рубку — а именно там находилась вся радиоаппаратура.
Вопросы о том, почему сухогруз «Капитан Кузнецов» вышел в море при неблагоприятном прогнозе — а он был доведен до всех судов, это уже вопрос расследования. Главное, что все живы и сейчас жизни людей опасность не угрожает.