2010 год — начало реализации образовательной президентской инициативы «Наша новая школа». Это своего рода государственный заказ образованию. Новая школа должна помогать развивать инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, изучать не только достижения прошлого, но технологии, которые пригодятся в будущем, тесно взаимодействовать с семьей. Чтобы подготовить талантливых и самостоятельных личностей, нужны такие же педагоги.
Илья Михальчук обозначил задачи, которые стоят перед образованием региона - обновление образовательных стандартов, система поддержки талантливой молодежи, развитие учительского потенциала, современной школьной инфраструктуры и решение вопросов, касающихся укрепления здоровья школьников.
Губернатор поставил задачу при переходе на новые образовательные стандарты активнее развивать краеведение в школах, дистанционное обучение, как для детей-инвалидов, так и для решения проблем отдаленных школ.
Чтобы поддержать талантливую молодежь в регионе планируется развивать олимпиадное и кадетское движения, специальные учебные заведения для одаренных детей, таких, как Ломоносовская гимназия, заочных школ для талантливых подростков. Такие школы, подчеркнул Илья Михальчук, должны появиться во всех муниципальных образованиях.
Губернатор поднял проблему привлечения в школы молодых учителей, повышения квалификации педагогов, их материального поощрения.
«Учитель, который добивается высоких результатов, должен получать стимулирующие выплаты, — сказал глава региона. — Опыт других регионов показал, что выход есть, даже в условиях кризиса. Это переход на новую систему оплаты труда. До конца года на нее должны перейти все областные образовательные учреждения».
Он подчеркнул, что как только появится возможность увеличить фонд оплаты труда бюджетникам области, деньги будут направляться, в первую очередь, туда, где эффективно используют уже имеющиеся средства.
Открытие Года учителя решили начать не с праздничных мероприятий, а с работы регионального клуба «Лучший учитель года». Он был создан три года назад и сейчас объединяет более 90 человек - участников областного и всероссийского конкурса «Учитель года», а также победителей конкурса в рамках нацпроекта «Образование». Лучшие педагоги готовы делиться своим опытом и новаторскими идеями с коллегами. Они уже провели несколько педагогических десантов в районах области, организовали летние методические лагеря и зимнюю школу.
«Участники клуба дают уроки, советы, делятся своими педагогическими находками. Практика показала, что такая работа и общение нужны учителям», — отметил председатель клуба, директор Малодорской средней школы Устьянского района Николай Кочмарик.
На открытии Года учителя был презентован уникальный проект мобильной регионально-муниципальной методической службы Архангельской области. Специально обученные люди — тьюторы из числа учителей-новаторов, методистов будут работать с педагогами на местах, анализировать их достижения и проблемы, формировать индивидуальные образовательные программы.
«Тьютор с английского переводится как наставник. Однако он, в отличие от наставника, не передает свой опыт и не дает готовых решений, а показывает направление поиска, ресурсы для выхода из сложной ситуации. Путей может быть много, но выбрать их должен сам человек», — рассказала ректор областного института переподготовки и повышения квалификации работников образования Лариса Уварова.