Реформы в сфере образования обсудили в Москве эксперты и депутаты
Законопроект об образовании во вторник, 2 октября, был в центре внимания во время дискуссии, развернувшейся на площадке «Открытой трибуны». Начиная мероприятие, спикер Государственной Думы Сергей Нарышкин напомнил, что в парламенте сегодня находится два проекта закона, посвященных образовательной сфере: один внесен правительством, другой — КПРФ. Оба законопроекта имеют свои недостатки, добавил спикер.
З аконопроект «Об образовании» был подготовлен министерством образования и науки. Планируется, он станет альтернативой двум законам — «Об образовании» и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». Законопроект «Об образовании» изначально вызвал большой интерес как у экспертного сообщества, так и у рядовых россиян. К проекту закона было направлено большое количество поправок.
КПРФ внесла в Госдуму альтернативную инициативу «О народном образовании». Коммунисты уверены, что студенты должны иметь возможность получать образовательный и социальный кредит со сроком погашения не менее 20 лет. Кроме того, коммунисты считают, что студент из семьи с доходом ниже двух прожиточных минимумов должен иметь социальный ноутбук, компьютер, который предоставлялся бы ему бесплатно.
Нарышкин на заседании отметил, что правительственный законопроект готовился несколько лет. «Он прошел процедуру общественного обсуждения», — уточнил спикер.
По его мнению, законодатели должны объединить свои усилия для подготовки качественногозаконопроекта, который был бы актуальным на протяжении десятилетий. «Рассмотрение этого проекта станет едва ли не самой волнующей в обществе темой. Многое будет зависеть не только от качества законодательной работы, но и от финансирования. Нельзя экономить на образовании, но нельзя и предлагать заранее невыполнимые инициативы», — сказал Нарышкин.
Заместитель председателя Госдумы Людмила Швецова заверила, что автоматически принимать законопроект, касающийся образования, Государственная Дума не будет. " Комитет по образованию сейчас ведет активную работу по обработке предложенных документов. То, что обсуждению законопроектов об образовании было посвящено заседание «Открытой трибуны», является знаковым событием, ведь такие дискуссии мы проводим не по каждому закону«, — сказала депутат.
Подтверждение ее слова могут найти уже 16 октября. В этот день, по словам Швецовой, законопроект «Об образовании» может быть рассмотрен в первом чтении. «Второе чтение состоится 16 ноября. 30 дней дается на то, чтобы можно было рассмотреть все предложения и замечания, подготовленные ко второму чтению. В окончательной чтение депутаты, надеюсь, примут закон 18 декабря после лингвистической экспертизы», — подчеркнула парламентарий.
Почему так необходимо сейчас принимать новый закон об образовании? На этот вопрос ответил во время заседания председатель комитета Госдумы по образованию Александр Дегтярев . По его словам, старый закон об образовательной сфере, принятый в 1992 году, окончательно изжил себя. «Новый правительственный закон об образовании, отвечая на вызовы времени, закрепляет новые нормы. В нем прописаны механизмы проведения конкурсов, получения грантов. В нем прописаны нормы электронного обучения. В законе прописаны механизмы открытости перед обществом образовательных учреждений. Система общественного контроля за образованием в подобных законах предлагается впервые», — сказал депутат.
Затягивать принятие закона «Об образовании» не нужно, лучше от этого не станет ни к кому, сказал в своем выступлении заместитель председателя комитета Госдумы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления Рамазан Абдулатипов.
«Говоря о сфере образования, нельзя не сказать о необходимости повышения качества образования во всей стране. Необходимо вернуть высокое качество образовательных и медицинских услуг в России. Возможно, за некачественные услуги надо выписывать штраф. Мы помним, что раньше из России уплыл корабль с философами, но, несмотря на это, в стране осталась философия. Сегодня философия уплывает, в стране снижается качество гуманитарного образования. Мы должны работать над решением этого вопроса», — заключил парламентарий.
Дискуссия о законодательстве в сфере образования в рамках «Открытой трибуны» стала своеобразной общественной экспертизой предлагаемых инициатив. Окончательные решения будет принимать Госдума, которая и определит, как будет выглядеть итоговая версия закона.