Руководство государства всегда уделяло огромное внимание централизованной поставке товаров, необходимых для обеспечения жизнедеятельности населения муниципальных образований, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях с ограниченными сроками завоза грузов, — отметил в своём обращении глава НАО Игорь Фёдоров. — Поставки производились в первоочередном порядке, их организация осуществлялась в центре и на места соответствующими структурами. Сегодня государственная финансовая поддержка досрочного завоза грузов в районы Крайнего Севера осуществляется за счет региональных средств и субсидий, выделяемых из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации. Региональные средства отражаются в бюджете субъекта Российской Федерации и используются для закупки и доставки нефти, нефтепродуктов, топлива, продовольственных товаров, медикаментов и лекарственных средств, продукции материально-технического назначения и непродовольственных товаров народного потребления первой необходимости. Досрочный завоз продукции в большинство населенных пунктов региона осуществляется только по малым рекам в ограниченно короткий срок. Даже незначительные отклонения с графика могут привести к срыву северного завоза.
Несмотря на сложности проведения
мероприятий северного завоза, до 2008 года Ненецкий автономный округ
самостоятельно успешно их осуществлял. С 1 января 2008 года, в связи с отказом
органов государственной власти Архангельской области заключить договор с
органами государственной власти Ненецкого автономного округа о самостоятельном
осуществлении opгaнами государственной
власти Ненецкого автономного округа полномочий, указанных пунктах 2 и 3 статьи
26.6 Федерального закона от 6 октября 1999 года №
Главами администраций Архангельской области и Ненецкого автономного округа 19 ноября 2007 года подписан Протокол совещания по вопросам исполнения отдельных государственных полномочий органами государственной власти Архангельской области на территории Ненецкого автономного округа под руководством полномочного представителя Президента Российской Федерации в Северо-Западном федеральном округе Ильи Клебанова.
В соответствии с пунктом 5 указанного Протокола органы государственной власти Архангельской области взяли на себя обязательство по своевременности и полноте финансирования завоза нефтепродуктов, угля и дров в Ненецкий автономный округ, которое в 2008 и 2009 годах исполняли в полном объеме, предусматривая в областном бюджете ассигнования в размере 532 млн. рублей и 527 млн. рублей соответственно.
Однако на основании протокола заседания трехсторонней комиссии по бюджетным проектировкам от 09.10.2009 расходные обязательства по финансированию северного завоза в 2010 году в размере 644,7 млн. рублей из бюджета Архангельской области полностью исключены.
В бюджете Немецкого автономного округа на 2010 год средства на осуществление северного завоза также не предусмотрены, так как на основании решения указанного Протокола Администрация Ненецкого автономного округа осуществляет организацию и контроль завоза нефтепродуктов, угля и дров в необходимых объемах.
По словам Игоря Геннадьевича, отсутствие
финансирования на проведение северного завоза обернется срывом отопительного
сезона
Сложившуюся критическую ситуацию вокруг финансирования досрочного завоза грузов на Крайний Север глава администрации Ненецкого автономного округа Игорь Фёдоров вынес на правительственный уровень.