Представители института медико-биологических исследований (ИМБИ) САФУ приняли участие в научно-практическом заседании круглого стола в Психологическом институте РАО. Встреча была посвящена вопросам объединения усилий медиков, психологов и педагогов для выявления проблем и оказания своевременной помощи детям с особыми образовательными потребностями, в том числе, детям с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью (СДВГ).
В институте медико-биологических исследований САФУ более 10 лет работает уникальный практический Центр, оказывающий помощь детям Архангельска и Архангельской области, проводятся научные мероприятия с участием ведущих российских и зарубежных ученых.
Тамара Малых, руководитель службы научно-информационного обеспечения ПИ РАО, обозначила круг организационных проблем, препятствующих объединению усилий медиков, психологов и педагогов при оказании помощи таким детям, а также возможные пути интеграции специалистов для успешного фандрайзинга и развития исследований. Михаил Панков, зам. директора ИМБИ и руководитель Центра компетенции развития ребенка «Содействие» САФУ представил многолетний опыт практической работы Центра и интеграции научных ресурсов университета в образовательную среду региона, формы работы Центра, финансируемого региональным Министерством образования и науки. Ирина Депутат, доцент ИМБИ САФУ рассказала, что уже делается в Архангельске и области. В частности, изданы учебные пособия и монографии, методические рекомендации по диагностике, коррекции и психолого-педагогическому сопровождению ребенка и его семьи, проводятся семинары для учителей и психологов области.
Ведущий научный сотрудник Института возрастной физиологии РАО, нейропсихолог Ольга Семенова рассказала о практической работе в московских школах и об опыте повышения квалификации учителей. Юрий Белехов, директор Центра «Золотой ключик» (г. Зеленоград), рассмотрел СДВГ как полидисциплинарную проблему, требующую объединения усилий медиков, психологов и педагогов. В сообщении профессора института спортивной и восстановительной медицины ММА им. И.М. Сеченова Ольги Сафоничевой были проанализированы последствия нарушения кровообращения и повышения внутричерепного давления из-за смещения шейных позвонков в период проведения медленных родов. К.м.н. Владимир Пугач, детский психолог, автор методик психодиагностики и психокоррекции, поделился своими наблюдениями о «детях индиго». Людмила Ясюкова, заведующая лабораторией социальной психологии НИИ комплексных социальных исследований СПбГУ, в контексте темы школьной адаптации, высказала критические замечания по поводу школьной программы и качества подготовки учителей.
По итогам заседания круглого стола участники решили создать общественное объединение профессионалов и родителей, инициировать создание федеральной системы сбора статических данных для валидизации и внедрения лучших отечественных и зарубежных методик диагностики. Разработать в рамках системы дополнительного образования углубленный онлайн-курс физиологии человека с рекомендациями по организации здоровьесберегающих форм труда и отдыха в образовательной среде.
Кроме того, решено создать интегрированную программу помощи детям с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью с использованием позитивного опыта САФУ.