Российская граница континентального арктического шельфа должна охватить ещё 1,2 млн км², и именно о таком расширении Россия будет ходатайствовать перед комиссией ООН, сообщил глава Роснедр Александр Попов на Всероссийском съезде геологов. По его словам, поводом для этого стали экспедиции, выполненные в 2010–2012 годах. «Выполненные Роснедрами в 2010–2012 годах высокоширотные геологоразведочные экспедиции в Арктике дают нам шанс закрепить за Россией в комиссии ООН 1,2 млн км² континентального шлейфа», — рассказал глава ведомства.
В мае этого года Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды выделило 120 млн рублей на подготовку проекта по пересмотру границ континентального шельфа России в Северном Ледовитом океане. Готовый проект поступит в российский МИД, а затем будет отправлен в ООН для обоснования расширения российской экономической зоны в Арктике.
Россия пытается увеличить своё присутствие в регионе в течение последних десяти лет, утверждая, что хребет Ломоносова в Северном Ледовитом океане продолжает российский континентальный шельф. На территории, претензии на которую заявляет Россия, находится порядка 100 млрд тонн условного топлива, 80% которого приходится на природный газ
Предыдущую заявку ООН отверг за недостатком доказательств. Дело в том, что, согласно Конвенции о морском праве 1982 года, государство может претендовать на продолжение шельфа в рамках 370 км, при этом если ему удастся доказать, что морское дно континентального шельфа является естественным продолжением континентальной части, то границу можно отодвигать на 648 км. Именно для доказательства данного утверждения Россия провела бурение в районе Ломоносовского хребта.
Тем временем на полуострове Ямал строится морской порт Сабетта, который рассчитан на транспортировку любых грузов. Предполагается, что терминал откроют уже в 2016 году. Он позволит России возродить Северный морской путь и решить ряд сопутствующих задач: открыть мировые рынки для сибирского зерна, металлов Урала и нефтехимии Татарстана, ускорить транспортировку из районов Крайнего Севера углеводородного сырья, а также обеспечить территорию техникой и продовольствием.
«Северный морской путь является не только кратчайшим водным путём между Европейской Россией и Дальним Востоком, но и уникальным трансконтинентальным маршрутом, который проходит через крупные экономические районы Крайнего Севера, занимающие две трети территории всей России. Его длина от Карских Ворот до бухты Провидения составляет около 5,6 тыс. км», — подчеркнул член Морской коллегии, губернатор Ямало-Ненецкого автономного округа Дмитрий Кобылкин.
Одновременно со строительством порта реализуется проект завода по сжижению газа «Ямал-СПГ», который предполагает подведение к Сабетте железнодорожных магистралей, трубопроводных сетей и автомобильных дорог. «Где порт и дорога — там активными темпами создаётся новая инфраструктура и предприятия, собираются банки. Мы планируем также построить в Сабетте международный авиационный терминал, но главное — это арктическая железная дорога, альтернативы которой ни в России, ни в мире нет», — добавил глава арктического региона.
По предварительным расчётам, один только транспортный блок арктической железной дороги даст России при мультипликативном эффекте порядка 9,5 млн рабочих мест, а запуск всего Арктического транспортного блока позволит грузоотправителям экономить только на транспортных расходах до 15 млрд рублей в год. Кроме того, проект поможет развить прилегающие к новой инфраструктуре территории и снизит нагрузку на существующую транспортную инфраструктуру.