Капитан судна «Сапфир — 2» Владимир Писаренко обвиняется в том, что во время переработки рыбы из шпигата судна вместе с отходами за борт было выброшено несколько экземпляров рыб.
— С суммой штрафа, которую нам выставит норвежская сторона, мы можем либо согласиться, либо нет, — говорит судовладелец, председатель «Рыбакколхозсоюза» Архангельской области Андрей Заика. — Далее мы переведем депозит пропорциональный этой сумме на счет суда, оно будет высвобождено из под ареста и пойдет дальше на промысел. Также мы намерены обжаловать действия норвежской береговой охраны в суде.
О величине штрафных санкций говорить пока рано. Но, по словам Андрея Заики, методика штрафов в Норвегии, как правило, основывается на оценке ущерба, а он, в свою очередь, распространяется на то количество рыбы, которое было на борту судна.
На момент задержания траулера «Сапфир-2» в его трюмах находилось три тонны выловленной рыбы. Это небольшое количество, так как за день до инцидента судно произвело отгрузку продукции.
— Этот факт еще раз говорит о том, что действия норвежской инспекции были неадекватны ситуации, — отмечает судовладелец. — Наказание несоизмеримо с нарушением.
О причинах, как несколько экземпляров рыб оказались за бортом судна, пока говорить сложно. Есть несколько версий произошедшего.
— Вполне возможно, что эта рыба была испорченна или она могла попасть на транспортер случайно, может быть, на ней имелись механические повреждения, которые произошли при транспортировке, — говорит Заика. — Но говорить о том, что экипаж ловил рыбу для того, чтобы ее потом выбрасывать, по крайней мере, абсурдно.
Эта история произошла 28 сентября в открытых водах в районе архипелага Шпицберген корабль Норвежской береговой охраны W 320 «Нордкап» взял под арест российский траулер «Сапфир-2». Команде вменяется в вину выброс рыбы за борт. По имеющейся видеозаписи норвежцы зафиксировали сброс одного-двух экземпляров рыбы из шпигата фабрики судна. Более не предъявив никаких требований к капитану судна, они выдали ему устное предписание об аресте. Капитан связался с российским рыбоохранным судном «Анграпа», и запросил помощи, после чего норвежские представители береговой охраны отключили связь на «Сапфире-2». «Анграпа» пыталось установить связь с норвежской береговой охраны, однако те сообщили, что не намерены сотрудничать с российской морской инспекцией и о том, что вся информация о причинах задержания ими отправлена в контролирующие органы Норвегии и России. У капитана был изъят промысловый журнал и судовой журнал. Инспекторы норвежской рыбоохраны заглушили главный двигатель «Сапфира-2», завели буксировочный канат и повели судно в порт города Тромсе.