Архангельскую область на этой престижной международной выставке будет представлять Сольвычегодский историко-художественный музей. Для экспонирования выбраны два уникальных предмета из коллекции строгановского лицевого шитья: холщовый саккос 1665 года, расписанный темперными красками, и пелена «Святой царевич Димитрий с избранными святыми», выполненная в 1654 году.
Оба произведения вышли из мастерской Анны Ивановны Строгановой (в девичестве Злобиной), работа которой ознаменовала самый плодотворный и продолжительный период в истории строгановского лицевого шитья. Все исследователи, обращавшиеся к искусству строгановских мастерских, характеризовали этот период как время расцвета.
С начала
На роскошной красной камке подкладки пелены «Царевич Димитрий с избранными святыми» в великолепных рамках-картушах имеются два текста. Первый из них свидетельствует о том, что пелена вышита к одноименному образу (иконе) царевича Димитрия «по обещанию» именитого человека Дмитрия Андреевича Строганова его женой Анной Ивановной, а «в лицах, и в ризах и во всякой утвари» ей помогала монахиня Марфа «по реклу» (прозвищу) Веселка.
К уникальным произведениям древнерусского искусства относят расписанный темперными красками холщовый саккос из Сольвычегодского Благовещенского собора. В переводе с древнееврейского «саккос» означает одежду печали, смирения и покаяния. Он является символом той хламиды, в которую облачили Христа его мучители. Сольвычегодский саккос также был приспособлен для богослужения (у саккоса имеются ременные застежки) в связи с посещением Благовещенского собора архиепископом Великоустюгским Александром, освящавшим собор «по обновлении» в 1693 году.