Министерство промышленности, транспорта и связи Архангельской области направило письмо в адрес генерального директора ОАО «Федеральная пассажирская компания» Михаила Акулова с требованием запланировать в 2011 году восстановление движения пассажирского поезда «Архангельск — Онега — Малошуйка». Об этом сайту WWW.ARHPERSPECTIVA.RU сообщили в пресс-службе правительства области.
Напомним, с 30 мая 2010 года этот поезд был отменен решением ОАО «ФПК» в одностороннем порядке без согласования с областным правительством. Указанная руководством Федеральной пассажирской компании причина - убыточность направления (по данным за 2009 году убытки компании от содержания этого нерентабельного маршрута составили 62 млн рублей).
Между тем, единственная автомобильная дорога между Архангельском и Онегой до сих пор не сдана в эксплуатацию, в связи с чем управление ГИБДД УВД по Архангельской области не даёт разрешения на организацию там регулярного автобусного сообщения. Доводы инспекции понятны: организация пассажирских рейсов на технологической дороге может привести к серьезным авариям. В настоящее время наиболее опасные участки трассы не оборудованы ограждением, на некоторых затруднено движение автомобилей по своей полосе.
Сдача автодороги в эксплуатацию запланирована на 2012 год. Между тем только на завершение строительства 12-километрового участка «19 ветка Хайнозерской дороги» требуется 317 млн рублей. Общая стоимость выполнения всех работ для обеспечения требований безопасности дорожного движения по маршруту «Архангельск — Онега» при организации движения через Северодвинск — 1,2 млрд рублей. Кроме того, по данным ГУ «Дорожное агентство «Архангельскавтодор», для поддержания безопасного и комфортного движения по маршруту потребуется ежегодно выделять из региональной казны 110 млн рублей на содержание автотрассы. Исходя из возможностей областного бюджета, в настоящее время фактическое финансирование содержания автодороги составляет лишь 11 процентов от нормативной потребности.
Учитывая все эти факты, единственным реальным вариантом пассажирского сообщения с Онегой в ближайшей перспективе остаётся железная дорога.
Впервые вопрос отмены движения прямых поездов на Онегу был поднят министром промышленности, транспорта и связи Архангельской области Эрнестом Белокоровиным в ходе видеоконференции с помощником полпреда Президента РФ в Северо-Западном федеральном округе Александром Полукеевым, которая состоялась 14 мая 2010 года. Помощник полпреда Президента дал ясно понять, что железнодорожные компании не имеют права отменять поезда без согласования с субъектом Федерации. Тем не менее, «Федеральная пассажирская компания» не поменяла своего решения.
В дальнейшем региональный минтранс направлял целую серию писем на все уровни федеральной власти — начиная с министра транспорта РФ Игоря Левитина и заканчивая Председателем Правительства РФ Владимиром Путиным.
Основные аргументы федерального перевозчика: маршрут убыточен, при этом и без него существует возможность проезда поездами из Архангельска в Онегу, правда с пересадками. Предлагаемая железнодорожниками альтернатива перевозок населения поездами пригородного сообщения создала дополнительные неудобства для жителей района. Людям приходится добираться до областного центра «на перекладных», общее время в пути составляет более 12 часов, время ожидания поезда при пересадке на станции Обозерская — до 7 часов. Крайне неудобно и время отправления: поезд «Онега — Грибаниха — Обозерская» отправляется в 3.15 ночи. Есть возможность добраться до Онеги с пересадкой на поезда дальнего следования, однако они ходят в строго определенные дни, что существенно сужает график поездок.
Предложение железнодорожников восстановить нормальное сообщение с Онегой за счет средств регионального бюджета упирается сразу в две проблемы. Согласно постановлению федерального Правительства, субъекты РФ могут выделять средства только на поддержку маршрутов пригородного сообщения (протяженность до 200 км). Поезд «Архангельск — Онега — Малошуйка» отнесен к категории поездов дальнего следования, (протяженность маршрута 264 км), соответственно расходы на его содержание областной бюджет брать на себя не может.
Вторая проблема — хронический дефицит региональной казны. В 2010 году на компенсацию убытков перевозчика от содержания пригородных поездов было выделено 48 млн рублей — эти деньги использованы на организацию движения 43 поездов. На содержание одного только онежского состава железнодорожники просят 62 миллиона рублей.
Нормализация пассажирского сообщения с Онегой до 2012 года возможна только при понимании со стороны руководства «Федеральной пассажирской компании» социальной значимости беспересадочного железнодорожного маршрута. В Онежском районе живет более 37 тысяч человек. Все эти люди имеют право на комфортную, безопасную и непрерывную транспортную связь с областным центром.