Волга зарастает зеленью и скоро станет вообще похожа на заливные луга. В чем причина того, что самая длинная река в Европе мелеет и зарастает камышом и водными растениями? Насколько всё плохо и пора ли беспокоиться? На эти вопросы ответил в беседе с журналистом «Российской газеты» эксперт-эколог Юрий Коробов.
На Волге (включая притоки) проживает почти половина населения нашей страны, а акватория этой великой реки вместила почти две трети промышленного потенциала России. Без всяких сомнений самая длинная река Европы — это самостоятельная экосистема, которая за тысячи лет существования научилась противостоять изменениям вокруг, сама может регулировать скорость течения, регулирует направление своего русла. А разнообразие прибрежной и водной флоры и фауны самостоятельно регулирует качество воды, которое несет эта мощная артерия. Но уже сегодня происходит существенное изменение состояние этого водного объекта.
Жителям и гостям Поволжья очевидно, что река за последние годы сильно обмелела. Например, на берегу в Казани из-за падения уровня воды обнажилась дореволюционная мостовая. Во многих регионах посреди русла Волги в прошлом году образовывались заметные мели, так называемые перекаты. Они встречаются уже на протяжении всей реки и становятся для воды естественной преградой. Скорость течения существенно падает, начинает активно разрастаться водная флора. На мелководье ситуацию усугубляет прогрев воды, она начинает цвести, следовательно растет и концентрация вредных веществ. Примером для сравнения можно взять даже неглубокие реки, но с быстрым течением: они не прогреваются даже в жару, и растительность в них крайне скудная, а вода чистая.
Скопление ила, погибших растений, коряги, которые тоже становятся препятствием для разгона течения реки, негативно сказываются на ее состоянии, создают благодатную почву для дальнейшего зарастания русла. Максимальная скорость течения во время весеннего паводка, когда вода способна сама очищать русло от осевшего ила и сносить на десятки метров крупные коряги. Но теплые и малоснежные зимы приводят к скромным разливам. Отсутствие сильных морозов тоже не способствует очищению реки. Когда на реке толстый лед, прибывающая в оттепели вода вынуждена искать себе путь и под давлением вымывает осевший на дне ил.
Но и человек вносит свой комплекс негативных для реки факторов: каскад из 12 ГЭС привел к зарегулированности естественного течения Волги, водоснабжение городов Поволжья питьевой водой приводит к огромному отбору из реки, а взамен дает сброс в реку сточных вод — побочных результатов деятельности человека и других видов хозяйственной деятельности. Недобросовестное полеводство приводит к нарушению почвы на берегах, химическая обработка сельхозземель снижает качество воды, а порой варварская добыча песка и гравия приводит к разрушению пластов, задерживающих воду. Страдает экосистема и от перевозки по реке опасных для нее грузов, и от браконьерства.
С изменением климата Волга, справилась бы самостоятельно, – это природное явление, но сегодня реке не помешала бы помощь людей. Перестали проводить дноуглубительные и очистные работы и в руслах рек начались проблемы. Надо срочно в главном русле Волги проводить мероприятия по искусственной очистке дна.
«Совокупность перечисленных факторов в итоге привела к тому, что важнейшая водная артерия России деградирует, – отметил эксперт в сфере экологии Юрий Коробов. Пока не поздно, нужно организовать помощь, так как «оставить в покое» Волгу не получится. Заметно не только обмеление и зарастание, но и то, что река начала стареть быстрее человека. Оставить такой процесс без контроля было бы преступлением перед следующими поколениями. Я считаю, что ресурс самоочищения Волги исчерпан, необходимо срочно приступать к очистке русла этой реки — поделился обеспокоенностью эксперт-эколог. — Что стало причиной? Их много. Это и общее потепление климата, и лесные пожары, и массовая вырубка лесов, которые нужны для задерживания снега, то есть для поддержания водного баланса, и другие факторы, о которых мы говорим постоянно.»
Заболоченность Волги, вследствие снижения скорости течения, приведет к всплеску уровня вредных веществ, влияющих на качество воды, которую мы используем для питья. Последствия обмеления могут быть самые печальные: закрытие транспортных маршрутов по Волге, как следствие заброшенные населенные пункты и отток населения. Еще в 2019 году прокуратурой РФ отмечалось, что в Волге уже погибло 80 процентов промысловых рыб, в том числе особо ценные виды. Безвозвратно утрачены природные акватории нерестилищ севрюги, осетра, белуги. К слову, последнюю белугу в среднем течении Волги видели в Татарстане в 2005 году, а сельдь волжская исчезла полностью.
Как мы можем помочь реке? В первую очередь, надо учить людей относиться к воде как ресурсу очень бережно. Не тратить ее без нужды, не допускать слива в реку отходов, химических веществ, нефтепродуктов. Необходимо возобновить работы по дноуглублению и расчистке русел. Важно соблюдать баланс экономики и экологии: получение электроэнергии, добыча песка и гравия, строительство, судоходство, да, по сути, любая экономическая деятельность на реке должна осуществляться с учетом экологической повестки», – подвел итог Юрий Коробов.