Правительство Российской Федерации утвердило план развития Архангельского транспортного узла до 2035 года, придающий особое значение строительству нового глубоководного терминала в морском порту Архангельска в районе Сухого моря. Ожидается, что к 2040 году его мощность составит 25 миллионов тонн груза в год. Реализация этого проекта будет проводиться поэтапно.
Инвесторы и правительство Архангельской области планируют разработать инвестиционную декларацию к 2024 году, а разработка проектной документации завершится в 2025-2026 годах, после чего начнется строительство нового терминала и глубоководного района в морском порту. Планируется ввести его в эксплуатацию к 2031 году.
Помимо этого, план развития включает обновление ледокольного флота и развитие инженерной и транспортной инфраструктуры в Архангельске. Среди проектов также предусмотрены модернизация железнодорожной станции Соломбалка и строительство новых мостов. Реализацией плана по увеличению перевозок через Архангельский порт занимается Министерство транспорта. Премьер-министр ожидает утроение перевозок, что приведет к созданию новых рабочих мест. Помимо этого, планируется строительство морского терминала на архипелаге Новая Земля для отгрузки свинцово-цинкового концентрата, в интересах Госкорпорации "Росатом". Ввод в эксплуатацию этого терминала планируется к 2026 году.
Какую важность для развития Поморья представляет план развития Архангельского транспортного узла до 2035 года? Какие мероприятия из этого плана наиболее важны для экономики Архангельской области? И что еще необходимо для развития портового хозяйства Поморья? Ответы на эти вопросы дает общественник и председатель правления РОО "Поморское землячество в Москве" Александр Савинов:
«Утверждение плана развития Архангельского транспортного узла до 2035 года Правительством РФ обусловлено изменением геополитической ситуации и необходимостью развивать стратегические транспортно-логистические направления, которые обеспечивают восточное направление экономической деятельности страны и поддерживают национальный суверенитет в Арктике.
Исторические соперничества между северными портами Мурманска и Архангельска переворачиваются вспять. Если до недавнего времени порт Мурманск, очевидно, превосходил порт Архангельск по всем показателям, благодаря своей незамерзаемости и близости к основным западно-европейским транспортным маршрутам, то сейчас Архангельск рассматривается как ключевой транспортный узел с соответствующей инфраструктурой, опирающейся на государственные задачи по популяризации Северного морского пути (СМП) и защите национальных интересов в Арктике.
В этом контексте, рассматривая значение правительственных инициатив для развития Поморья, можно провести исторический параллель с постройкой первого морского порта России Петром I. В случае успешного осуществления плана развития Архангельского транспортного узла до 2035 года, сможем убедиться в полной мере во возвращении престижного статуса Архангельска как "ворот в Арктику", который в последние годы был признан за Мурманском.
Первым фактором, который является показателем успешности данного инфраструктурного проекта для региона, будет степень привлечения трудовых и производственных ресурсов самой области. Мы не должны повторять негативный опыт, связанный со строительством космодрома "Восточный" в Амурской области. Поэтому максимальное привлечение собственных производственных, инженерно-технических и строительных компаний к строительству Архангельского транспортного узла и обеспечение строгого государственного контроля и прозрачности при использовании бюджетных средств на строительство нового глубоководного терминала, обновление ледокольного флота и развитие инженерной и транспортной инфраструктуры в Архангельске будут иметь ключевое значение для региона.
Вторым важным фактором, который имеет большое значение для нашей области, является активное привлечение научно-образовательного потенциала региона и подготовка молодых специалистов, которые после окончания образовательных учреждений и получения необходимых для строительства и эксплуатации Архангельского транспортного узла профессиональных навыков, смогут успешно применять свои навыки на практике. Важно предоставить молодым специалистам соответствующую региональную поддержку с самого начала. Я надеюсь, что "Арктическая ипотека под 2%" и другие формы государственной поддержки для работников в условиях Крайнего Севера будут актуальными и доступными в будущем.
При соблюдении этих двух факторов, не только государственные интересы Российской Федерации, но и Архангельская область сможет глубоко интегрироваться в подготовку и реализацию инфраструктурного проекта, и в результате получит значимую выгоду в долгосрочной перспективе.
С учетом установленных правительством Российской Федерации сроков, региональным властям необходимо уже сейчас активно вовлекаться в разработку региональной программы действий с привлечением профессионалов, представителей научно-образовательной сферы и представителей общественности. При разработке инвестиционной декларации в 2024 году и проектной документации в 2025-2026 годах, необходимо учесть социально-экономические интересы области. Важно, чтобы глобальные инвестиционные программы включали в себя не только инфраструктурные вложения, но и расходы на развитие научно-образовательного и социокультурного потенциала Архангельской области, включая улучшение материально-технической базы».