Общеизвестно: отсутствие лесных дорог - тот самый камень, о который спотыкается развитие лесопромышленного комплекса. Теоретически Россия располагает огромными лесными массивами. Но сейчас большую часть из них можно смело отнести к труднодоступным. Вывозить из них заготовленное сырье для перерабатывающих предприятий попросту нерентабельно. Ситуация абсолютно аде-кватно отражает пословица "за морем телушка - полушка, да рубль - перевоз!".
Между тем позиция федерального центра на данный момент однозначна. Направление развития отечественного ЛПК определено - увеличение объемов глубокой переработки древесины. Именно ради этого и повышен - по сути, до заградительных - уровень вывозных таможенных пошлин на круглый лес. Высокопоставленные федеральные чиновники неоднократно заявляли, что только такой подход позволит стимулировать рост инвестиций в переработку.
При этом федеральные власти делают большие шаги навстречу инвесторам. Скажем, государство планирует, что уже к лету заработает схема субсидирования процентных ставок по кредитам для предприятий лесопромышленного комплекса. Правда, предоставление субсидий будет увязано с добровольной сертификацией продукции.
Но уже ясно, что именно отсутствие лесных круглогодичных дорог - читай, нехватка сырья - становится довольно серьезным барьером для инвестиций. Извест-ная статистика: у нас таких дорог в 35 раз меньше, чем в Швеции, и в 10 раз меньше, чем в Финляндии. Да, мы до сих пор выходим из положения с помощью зимников. Но вспомним, с какими трудностями столкнулся в по-следние годы архангельский леспром, когда погода не позволила их наморозить...
Архангельские лесопромышленники уже давно предлагают кардинальное решение проблемы. Подчеркнем: они не предлагают строить лесные дороги за счет бюджета. Отнюдь. Речь идет именно о партнерстве бизнеса и государства: автомобильные дороги общего пользования в районах, прилегающих к неосвоенным массивам, строятся за счет бюджетных средств, а лесные дороги, которые будут выходить на трассы общего пользования, - за счет бизнеса. Примечательно, что региональные власти еще в 2005 году заявили, что будут участвовать в строительстве лесных дорог. Правда, это заявление до сих пор не претворено в жизнь.
Теперь же подобный подход предлагают уже и федеральные власти. И предлагают довольно настойчиво: Виктор Зубков потребовал от регио-нальных властей активнее продвигать инвестпроекты в ЛПК. Государство готово их софинансировать. Премьер-министр был прямолинеен почти до не приличия: "Если губернаторы подсуетятся и хорошо поработают с минрегионом, то уже в августе-сентябре смогут иметь реальные деньги!"
Будем надеяться, что на этот раз призыв федеральных властей всё же не останется безответным.
Владимир ПИНЕГИН
КОММЕНТАРИЙ
Владимир ДРОЧКОВ, директор по управлению лесозаготовительными предприятиями ООО "Управляющая компания "Соломбалалес":
- Дороги общего пользования, которые мы задействуем при перевозке древесины, безусловно, нуждаются в ремонте, как и дорожная инфраструктура. Со своей стороны мы участвуем в их ремонте и сотрудничаем в этом направлении с "Автодором". Один из проектов, который реализуется с нашим участием, - строительство моста через реку Верхнюю Шарду в Пинежском районе. Но при этом мы остаемся последовательны в своем убеждении, что автодороги общего пользования должно строить и содержать государство, для этого нужно привлекать средства областного и районных бюджетов. А логичной задачей бизнеса должно оставаться строительство чисто технологических дорог.
Понятно, что при распределении средств на строительство дорог общего пользования преследуются прежде всего социальные цели. Вместе с тем развитая дорожная сеть оживляет лесозаготовки, и как следствие - появляются новые рабочие места, налоги и так далее. Это тоже социальный эффект, хотя и опосредованный. Поэтому мы всегда выступаем за то, чтобы средства направлялись в строительство дорог, интересных и для бизнеса, и для населения. Второй вопрос - где строить? Лесфонд юга области, по оценкам экспертов, эксплуатируется наиболее интенсивно, в то время как леса в центре и на северо-востоке области освоены в меньшей степени. Отсутствие железнодорожных магистралей, например, в Виноградовском и Верхнетоемском районах не позволяет вывозить лес иными экономически целесообразными способами, кроме как водным транспортом в период навигации. В региональной стратегии развития ЛПК присутствует проект строительства дороги "Карпогоры - Верхняя Тойма". Но если учесть, каких инвестиций он требует, возникают сомнения в его реалистичности. Поэтому с точки зрения интересов лесного бизнеса более целесообразно направить средства на приведение в порядок уже имеющихся трасс и проведение дноуглубительных работ на реках Пинеге и Северной Двине.
Финансирование дорожного строительства пока скудное. В прошлом году в области введено в эксплуатацию чуть более 20 километров новых дорог, в которые, к счастью, во-шли и небольшие отрезки магистралей, по которым везут лес, - "Плесецк - Каргополь" и "Карпогоры - Нюхча". Мы провели собственный мониторинг состояния используемых нами дорог, который показал, что проблема наиболее остро стоит в Пинежском, Шенкурском, Плесецком районах. Свои пожелания по планам строительства и ремонтов передали в областное Собрание. Надеемся, что обозначенные нами проблемные участки будут учтены в "дорожных" бюджетах следующих лет.