"Жена ругается, что я делаю это бесплатно"

0 0

 "Жена ругается, что я делаю это бесплатно" Андрею Ошуркову - 29 лет. У него жена и двое детей - тринадцатилетняя Настя и сын Саша (2,5 года). В августе 1997 года Андрей впервые пришел на Архангельскую областную станцию переливания крови (АОСПК). С тех пор он сдал кровь уже 90 раз.

Сначала сдавал кровь, потом начал сдавать плазму. Так как по срокам плазма сдается чаще, его перевели на плазмофорез. Последний раз на станции Андрей был 19 марта этого года. 19 апреля собирается снова.

В ноябре 2005 года Андрея Ошуркова наградили знаком "Почетный донор России", выдали удостоверение.

Спрашиваю: "Наверное, доноры сегодня везде льготы имеют?" Андрей отвечает: "Ничего нет. 122-й закон не только пенсионерам льготы "монетизировал", но и донорам".

Раньше, рассказывает, доноры имели льготы по оплате коммунальных услуг, могли бесплатно ездить в транспорте, но, как известно, сегодня в транспорте никто бесплатно не ездит.

Андрей еще застал времена, когда донорам, помимо шоколадки и двух справок, одна из которых дает право на дополнительный день отдыха, давали талон на бесплатный обед в кафе "Дружба". Сейчас дают шоколадку, две справки и 100 рублей - компенсация за обед. И еще ежегодно платят почетным донорам компенсацию в 6 933 рубля. В квартал выходит 1 733 рубля.

У Андрея самая что ни на есть ходовая группа крови - вторая - и положительный резус-фактор. И в таких донорах, как он, в общем-то нехватки сегодня нет. Крайне востребованы сейчас доноры с отрицательным резус-фактором. Таким, рассказывает Андрей, домой звонят, просят прийти на станцию. Но даже им не положены ни льготы, ни хоть сколько-нибудь ощутимая денежная компенсация.

Спрашиваю у Андрея: "Так, может, и не надо тебе этого? Ты вон какой худой..." Он в ответ улыбается: "Вот и жена говорит, что худой. Она против моего донорства. Ругается, что я делаю это бесплатно. Говорит - здоровье тратишь, а денег не получаешь. А я ей объясняю, что донорство полезно...."

"НЕ ИЗ КРАНА ЖЕ КРОВЬ БЕРЕТСЯ"

Зато больным по всей стране, рассказывает Андрей, донорская кровь обходится дорого. И я в это охотно верю. Сталкивалась. В ответ рассказываю Андрею свою историю.

Дело было прошлым летом в Саратове. Попала в больницу моя бабушка. О том, что во время операции могут понадобиться донорские кровь и плазма, ей сообщили лишь накануне. Наверное, могли и раньше - в отделении к тому времени она пролежала уже несколько дней.

Велели искать четырех доноров из родственников. Но у нее оказалось только два, и те по разным причинам не подошли. И, наверное, так бабушка и проплакала бы до утра, если б знающие люди не подсказали, что вопрос можно решить денежным путем. Всего-то надо - дойти до кабинета в конце коридора и заказать кровь и плазму со станции переливания крови.

Я приехала в больницу. В кабинете мне очень вежливо объяснили, что "плакать не надо" - кровь и плазму со станции переливания крови для моей бабушки уже заказали. А на вопрос "Зачем же тогда нужны были четыре донора?" ответили: "То, что ваши доноры сдадут, будет взамен. А если доноров нет - надо деньгами отдать". Кровь (две дозы) - 200 рублей, и плазма (две дозы) - четыреста. Всего шестьсот. Как мне объяснили: "Не из-под крана же кровь берется".

Операция для бабушки закончилась успешно. Не понадобились ни кровь, ни плазма. Однако за плазму заплатить-таки пришлось. Объяснили просто: платит тот, для кого плазма или кровь заказывались, независимо от того, использовались они для этого человека или нет. Более того, плазма испорченной не считается и идет на нужды другого пациента.

В итоге я заполняла бланк на перевод этих четырехсот рублей в адрес ОСПК - областной станции переливания крови. Смысл, как мне объяснили, в том, что я, желая принять участие в развитии донорского движения, пополняю благотворительный счет.

А спустя несколько дней страна отметила Международный день донора. В СМИ прозвучало, что у нас все очень хорошо с донорами, что 90 процентов их сдает кровь на безвозмездной основе.

"ОКОЛО ЧЕТЫРЕХ ТЫСЯЧ ЗА ДВА ПАКЕТИКА"

Андрей показывает распечатки из Интернета за 2007 год. Первая - с Русского Онкологического Форума. Пишет девушка из Москвы. У нее маму положили на операцию в РОНЦ на Каширке, и врач сказала, что они должны купить кровь для операции. Девушка спрашивает: "Как это технически происходит? Вот приду я завтра в отделение переливания крови, там сидят доноры. И что, мне у каждого спрашивать, у кого какая группа? И сколько это стоит, если платишь из своего кармана? А если кровь не подойдет, на следующий день надо по-вторять процедуру? Или лучше сразу купить кровь у нескольких доноров? Или что? Посоветуйте!"

На этом же сайте еще запись. BONI: "Нам сказали, что просто ПОКУПАТЬ кровь не надо (или нельзя). Надо найти живого человека, который сдаст кровь специально на фамилию пациента... А про цену - я что-то около четырех тысяч за два пакетика отдала (одна кровь и одна плазма)..."

"АРХАНГЕЛЬСКИХ ДОНОРОВ НИКОГДА НЕ БАЛОВАЛИ"

Вчера мы побывали у заместителя главного врача по экономике ГУЗ "Архангельская областная станция переливания крови" Елены Медунициной. На вопрос о том, платят ли пациенты архангельских больниц за донорскую кровь, Елена Геннадьевна ответила категорично: "Нет".

По словам Медунициной, с 1 января этого года вся продукция АОСПК больницам Архангельска и области отпускается бесплатно. До этого же была платной, так как Архангельская областная станция переливания крови являлась ГУПом (государственным унитарным предприятием), иначе говоря - работала на хозрасчете, однако, по словам замглавврача, эта стоимость крови входила в тариф, который оплачивался больницам либо Фондом обязательного медицинского страхования, либо бюджетом по смете. Сами пациенты у нас, говорит Медуницина, никогда ни копейки за донорскую кровь не платили.

Сейчас АОСПК - ГУЗ (государ-ственное учреждение здравоохранения), и с 1 января 2008 года продает кровь только федеральным больницам. Таковыми у нас в области являются больница Семашко, северодвинская ведомственная больница завода "Звездочка" и другие ведомственные больницы. Так, объясняет Медуницина, положено по закону - АОСПК бесплатно предоставляет донорскую продукцию только больницам, принадлежащим субъекту Федерации - Архангельской области. Однако то, что федеральные больницы покупают у АОСПК кровь, не означает, что они продают ее своим пациентам.

Спрашиваю у Елены Медунициной: "А что по закону сегодня обещано самим донорам, помимо шоколадки, двух справок и 100 рублей за обед?" Она открывает последнюю редакцию Федерального закона "О донорстве крови и ее компонентов" и зачитывает: "Донору, сдавшему в течение года кровь и компоненты в суммарном количестве, равном двум максимально допустимым дозам (то есть два раза в год. - Прим. ред.) предоставляются следующие дополнительные меры поддержки: в течение года пособие по временной нетрудоспособности при всех видах заболеваний в размере полного заработка, в течение года первоочередное выделение по месту работы или учебы льготных путевок на санаторно-курортное лечение. А почетному донору - внеочередное лечение в государственных или муниципальных организациях здравоохранения, первоочередное приобретение по месту учебы или работы путевок, ежегодный оплачиваемый отпуск в удобное для него время и ежегодная денежная выплата".

Доноров, рассказывает Медуницина, в Архангельской области достаточно. Что же касается других городов, и в частности Москвы и Питера, у них кровь пациенты действительно вынуждены покупать. И причина здесь, говорит Елена Геннадьевна, довольно простая.

- Когда начиналась перестройка в 90-е годы, почти во всей России начали платить донорам за кровь. И тем самым, можно сказать, разбаловали. С 1990-го по 1997-й год продолжался этот ужас. В Москве очень большие деньги донорам платили, на периферии - маленькие. И было даже такое, что люди из Северодвинска ездили в Москву сдавать кровь. А потом финансирование было обрезано. И возник дефицит доноров. Мы-то поступили мудро: мы никогда не платили донорам за кровь. Поэтому они у нас не разбалованные. Да и вообще, северные люди отзывчивее...

Марина ТРЕТЯЧЕНКО


Похожие новости

Последние новости