Естественно, впрямую этого в документе не прописано. Там, собственно говоря, вообще маловато конкретики. Есть набор красивых лозунгов и пожеланий из серии "углубить и расширить", "стимулировать и насытить". Есть ряд красивых, но малореализуемых идей. Нет сути, ради которой любая стратегия развития территории и создается. Нет ответа на вопрос - как мы будем повышать качество жизни людей.
Никто не спорит, стратегия сама по себе документ специфический. В нем по определению не может быть част-ных, сиюминутных задач. А вот подкрепленный расчетами, всесторонне проанализированный путь к достижению большой цели быть должен. Грубо говоря - вот наша цель, а вот набор инструментов или задач, решив которые, мы добьемся достижения цели.
И вот эти-то задачи и должны включать в себя перечень той самой "мелкой конкретики", благодаря которой можно невооруженным глазом, без всяких макроэкономических выкладок, наблюдать позитивные изменения. Хотите пример? Пожалуйста: федеральное правительство, разрабатывая стратегию развития туризма в стране, включило в нее улучшение пляжей. И это правильно: какой турист поедет на неустроенный, грязный берег?
ГДЕ РОЖДАЮТСЯ ДЕНЬГИ
Текст, за который мэрия Архангельска с легкой душой отдала три миллиона бюджетных рублей, к большому сожалению, не содержит хотя бы приблизительных ответов на самые насущные вопросы, без которых "светлое будущее", равно как и "город-сад", не построишь.
Скажем, ситуация в ЖКХ. Проще всего ее описать одним словом - "крах". Даже если брать только одну отрасль. Например, водоснабжение и водоотведение. Сегодня средний износ водопроводных сетей составляет более 60 процентов, полный - почти 20 процентов. При прохождении питьевой воды от очистных сооружений до городских квартир из-за ветхого состояния коммуникаций теряется почти 37 процентов воды. Ежедневно на объектах водопроводно-канализационного хозяйства города возникают 5-10 аварийных ситуаций. При этом нельзя забывать, что город - это единый организм. Здесь всё взаимосвязано. И проблемы с водоотведением, например, просто не позволяют увеличивать объемы жилищного строительства - очистных сооружений на всех уже не хватает...
И что? Московские разработчики стратегии о грустном не думают. А предлагают вариант, по которому город "в ближайшие 10-15 лет город превратится в транспортный центр". При этом на соседних страницах отмечают, что на ремонт улиц и дорог Архангельска уйдет лет 30. Куда 15 лет выпало - не понятно.
Нет, конечно, для развития города необходимо использовать его уникальное географическое расположение: подозревать предков в глупости не стоит, не зря они заложили город в устье Северной Двины. Да, транспортная составляющая крайне важна в наших стратегических устремлениях к светлому будущему. Но не "перевалкой" единой жить надо.
Не разглядели
Беда в том, что такой же прин-цип "перевалочной базы" и в подходе к другим сферам жизни Архангельска. Вот, к примеру, пункты из "основных направлений городской политики":
"Политика в сфере образования. Цель: формирование образовательного кластера, услуги которого будут котироваться в Баренц-регионе".
Политика в области здравоохранения. Цель: формирование медицинского кластера, услуги которого будут котироваться в Баренц-регионе.
Молодежная политика. Цель: формирование активной жизненной позиции и патриотизма. Стимулирование развития клубной жизни в городе. Насыщение событийного пространства города неформальными мероприятиями, позволяющими повысить включенность молодежи в жизнь города. Политика по работе с населением старших возрастных групп. Цель: продление периода активной жизни. Стимулирование развития клубов по интересам для пожилых людей".
Вот такая она будет, жизнь в 2020 году - сплошная веселуха. Здесь студенты, там пенсионеры отрываются. А население города тем временем, по мнению "стратегов", сократится на 11 тысяч человек. В принципе логично - здесь отучились, уехали работать в Баренц-регион. После выхода на пенсию можно и там остаться, а можно и в родные пенаты вернуться... Красота! Вот только при чем здесь патриотизм?
Так вот, возвращаясь к пенькам и тралам. Похоже, про них забыли принципиально. Нет в документе развития промышленности как самой основы жизни города.
Между тем экономика города базируется на лесной отрасли. Точнее - на переработке. Да и федеральный центр ставит именно такую задачу - приоритет перерабатывающим отраслям. Именно здесь можно и нужно черпать доходы для развития социальных отраслей. Все те же азы экономики - не будет реального сектора, ничего не будет. Ни медицины, ни образования, ни торговли. Одна перевалка и останется.
Жаль, что разработчики стратегии, в списке которых находятся и руководители города, так и не смогли увидеть огромный потенциал лесопромышленного ком-плекса Архангельска. Максимум до сих пор не достигнут. Да, сейчас определенные проблемы в отрасли есть. Но связаны они исключительно с нехваткой сырья. Однако на федеральном уровне уже принято принципиальное решение - вывоз сырья за кордон становится принципиально невыгодным. То есть городу, очевидно, все же стоит развивать уже имеющиеся мощности ЛПК, а не ориентироваться на модные - и не всегда применимые в наших условиях - постиндустриальные тренды.
Проще говоря, поближе к земле надо быть.
Реальность жизни
Почему так получилось, в общем-то, понятно. Не по-считали нужным столичные стратеги посоветоваться с людьми, которым в этом городе и жить, более того - воплощать в жизнь эту самую стратегию.
Между тем подобное серьезное, максимально приближенное к нашим реалиям видение развития столицы области - с цифрами, со стройной системой ориентиров, созвучных с логикой стратегии развития страны, - все же есть. Напомним, что региональное отделение "Единой России" поручило членам партии возглавить рабочие группы по реализации важнейших для Архангельской области задач, в том числе и программу "Наш город" (развитие Архангельска как областного центра).
Работа над программой уже началась. Рабочая группа фракции "Единая Россия" стратегию развития Архангельска видит как четкую, ясную, понятную концепцию того, в каком направлении городу необходимо двигаться, каких конкретных результатов добиваться за 12 лет. Депутаты считают, что отметать очевидность - город кормится "лесом и морем" - по меньшей мере, неразумно.
Более того, Архангельск нельзя рассматривать в отрыве от соседних Северодвинска и Новодвинска. Де-факто уже десяток лет, как образовался единый конгломерат из трех городов с населением свыше полумиллиона человек, где сосредоточены важнейшие региональные ресурсы - промышленные, энергетические, трудовые, интеллектуальные и т. д. Увязать же в единый комплекс, скооперировать потенциалы трех муниципальных пока не получилось.
Красивые фразы про светлое будущее, в котором пенсионеры развлекаются в клубах, все же не способны замаскировать главный недостаток утвержденной стратегии - она никак не соотносится реалиями экономического развития, как, впрочем, не соотносится и со стратегией развития страны.
Исходя из всего этого, рабочая группа предлагает не только определиться с конкретными направлениями развития Архангельска как областного центра, но и максимально широко привлечь к этому процессу население города, его лучшие умы, в первую очередь экономистов-практиков, промышленников, руководителей предприятий и организаций всех форм собственности и конечно представителей общественности. А не только футуристов, как это сделала мэрия.
"Архангельск будущего, считают депутаты, - это не только и не столько административно-культурный, но и промышленный центр нашего региона".
Андрей МУРАШОВ,фонд Перспектива,www.arhperspectiva.ru