Мы смотрим друг на друга с интересом

0 0

 Мы смотрим друг на друга с интересом...В среду мы ездим с губернатором по Холмогорскому району. Холодно, дождливо, тоска. Он называет это плановой рабочей поездкой. Нам всем, кто сидит в автобусе для прессы, давно известно то, что Илье Филипповичу показывают и рассказывают. Мы можем спрогнозировать, с какими вопросами будут подходить к нему люди. И даже - представить, что он будет отвечать. Попросит помощника записать вопрос. "Обязательно разберемся", - скажет. Для "наших" и то нормальный вариант. А уж его-то точно никто не по-прекнет. Ну новый в области человек. Назначение неожиданное. Понятно же.

Михальчук ведет себя непрогнозируемо. Он берется спрашивать с пристрастием, выговаривать, где-то даже советовать. В этом есть неизбежная картинность - это тоже понятно: в таких поезд-ках, когда приглашаются СМИ, "костюмчик" обязан "сидеть". Но с картинкой или без - а процесс узнавания идет. Может, до паспорта еще и далековато. Но узнавание - это да: мы смотрим друг на друга с одинаковым интересом.

Мы выезжаем из Архангельска почти в семь утра, и поэтому в дороге дремлется. За несколько метров до пунк-та остановки я просыпаюсь, как дите, коляску которого перестали качать. Сверхъестественно меняется дорога! На 160-м километре трассы М-8 начинается настоящая взлетная полоса. Кортеж впереди останавливается. Генеральный директор ОАО "Севзапдорстрой" Александр Нечаев рассказывает губернатору: одиннадцать километров построили, будем строить еще двадцать четыре. Одиннадцать в сторону Емецка, остальные - в сторону Брин-Наволока. Но вот погода подводит, и поэтому пока идут подготовительные работы...

Депутат облсобрания начальник Управления "Архангельскавтодора" Алексей Верещагин всю поездку находится рядом с Михальчуком. В какой-то момент Александр Нечаев шутит, кивая на Верещагина:

- Разрешите вы этому человеку купить себе нормальную машину, а то ездит на тарантасе!

- Купим, - говорит Михальчук, - когда дороги нормальные построим. Может, к пенсии успеем.

От ответной шутки не по себе...

В Емецке мы приводим в совершеннейший восторг детей, когда огромной толпой вваливаемся в местную больницу. Дети визжат: "Столько народу!!!" - и свешиваются с перил второго этажа, чтобы разглядеть нашествие получше. Больница изнутри нарядная, видимо, недавно прошел косметический ремонт. На прием к врачу сидят бабушки, к приезду губернатора совсем не подготовленные. Бабушки начинают рассказывать, что ждать своей очереди иногда приходится по четыре часа, потому что талончиков нет в принципе, занимай и жди. Главврач Анатолий Золотилов пожимает плечами: сколько народу в больницу приезжает - столько и принимаем. Записи нет.

- Почему нет? - настаивает Михальчук.

- Отказы будут.

- Так вы сначала попробуйте.

Подлетает женщина, представляется: Завгороднева Ирина Александровна, сестра-хозяйка. Рассказывает губернатору, что у нее очень маленькая зарплата: 2700-2900 рублей. Спрашивает - жить на такие деньги можно? Предлагает Илье Филипповичу сходить в магазин и по-смотреть, как выросли цены. Он начинает объяснять, что зарплату платят такую, какую могут. И потом, было же повышение... Подходит женщина, у которой сын погиб в Чечне. Ей вроде как положены льготные дрова, но давали их всего один раз, и неважные. Потом протискивается сквозь плотное кольцо замов и депутатов старик, который уверен, что ему ставят неправильный диагноз и поэтому не дают лекарство, которое бы хотелось. Говорят - серд-це, а его "душит". Попьет горячего чая - перестает "душить". "Разве ж сердце?.." Потом на крыльце больницы, под телекамерами, Илья Филиппович долго будет выговаривать руководству больницы и руководству района, что его ставят в неловкое положение, что он не врач, чтоб решать такие вопросы, и вообще - надо людям всё нормально объяснять. Говорят, в других районах всё было точно так же - люди подходили с вопросами, которые должны решаться на местном уровне, но не решаются - и это начинает Илью Филипповича раздражать.

Вообще, социалку района губернатор смотрел именно в Емецке. После больницы он съездил в детский дом и среднюю школу имени Рубцова. В школе попробовал гороховый суп и одобрил. Посетил спортивный зал и компьютерный класс. В одном из помещений, куда Михальчук не заглянул, детям показывали слайды. На слайдах под надписью "Губернатор в нашей школе" с директором и учениками общался Николай Киселев...

В детском доме Михальчук расспрашивает, как детей трудоустраивают и высказывает пожелание: воспитанников нужно "сопровождать" от детского дома до работы, то есть отслеживать судьбу каждого. "Сколько их у нас?" - спросил он директора департамента образования и науки Владимира Мигунова. "Две с половиной тысячи", - ответил Мигунов. "Ну, я думаю, две с половиной тысячи можно взять на контроль". Потом родилась еще одна идея: в Усть-Пинеге открыть спецприемник для детей, родителей которых лишают родительских прав, пока нет решения суда - а вопрос этот суд рассматривает в среднем полгода. Я не удивлюсь, если об этом спецприемнике мы еще услышим и даже съездим на его открытие.

Губернатор был на водозаборе в Малой Товре, откуда, сказал он потом, хорошо бы протянуть водовод на Холмогоры, а в идеале - и на село Ломоносово. Был в Антониево-Сийском монастыре, где побеседовал с епископом Тихоном и архимандритом Трифоном без свидетелей. По пути в монастырь Илью Филипповича хотели снять телевизионщики: красиво же - интервью на дороге, по которой в Москву шел Ломоносов. На дороге в Москву не получилось, а получилось совершенно наоборот: Илью Филипповича попросили выйти из машины и встать под встречный ветер на пароме во время переправы в Ломоносово через речку Курополку. И на острове он говорил, что "вернулся дорогой Ломоносова". В парке возле храма Димитрия Солунского посадил три сибирских кедра. В музее удивлялся: надо же, в Якутии тоже есть резьба по кости, но там такого не делают. Абсолютно другой стиль! В гостевой книге оставил запись: "Я ощутил здесь сердце и дух Ломоносова! Гордость охватывает за то, что нахожусь на земле, подарившей миру величайшего русского человека - Ломоносова М. В.! Спасибо за любовь и верность истории Российской!"

На обратном пути с Курострова мы с фотокором рассуждаем - интересно, а губернатор многое воспринимает из того, что ему рассказывают? Забросить нас, например, в Тульскую область, провезти галопом по какому-нибудь району - что мы усвоим? И я тут же ловлю себя: в самом деле, мы смотрим на губернатора, как смотрят на новенького в устоявшемся классе. А что будет, если сделать так? А как он отреагирует на это?

В Матигорах на опытной станции животноводства и растениеводства Михальчуку показали на фото корову-холмогорку, элитный семенной картофель в мисках. Он долго и дотошно расспрашивал, какое направление в нашем сельском хозяйстве самое перспективное, и потом пошел смотреть коров на ферму. На ферме нам раздали белые халаты, и коровы все старались эти халаты ухватить и сжевать. Но странно: вот она тянет морду, высовывает язык едва ли не на всю длину, а когда протягиваешь ей руки и хочешь по-гладить, мотает головой и отшатывается. Чтобы прошел испуг и пришла привычка, нужно присесть рядышком и дать просто обнюхать руки, а не лезть со своей дружбой с пол-оборота. Узнавание - с обеих сторон дело тонкое.

Светлана ГАВРИЛОВА


Похожие новости

Последние новости