Фанерного Ленина к Архангельску примеряли долго...

0 0

 Фанерного Ленина к Архангельску примеряли долго... В это воскресенье, 10 августа, будет ровно двадцать лет с того дня, как на центральной площади Архангельска состоялось открытие памятника Владимиру Ильичу Ленину. Автор монумента - ныне покойный знаменитый скульптор, Герой Социалистического Труда, народный художник СССР и РСФСР, лауреат Ленинской и Государственной премий, лауреат премии имени Гете (Германия) Лев Ефимович Кербель. Над образом Ленина Лев Кербель работал на протяжении всей своей творческой жизни. Его архангельская скульптура - последний памятник советскому вождю в истории СССР, установленный в конце 1988 года. Как это было, сегодня специально для "Северного комсомольца" вспоминает известный архангельский архитектор, а в ту пору главный архитектор города, Геннадий Александрович Ляшенко.

НА ВОЖДЯ У ПАРТИИ НЕ БЫЛО ДЕНЕГ

- Это был конец 70-х годов. Тогда формировался проект площади. Площадь носила имя Ленина. И по тем временам было совершенно очевидно, что на площади Ленина должен был стоять памятник Ленину, то есть власть и её олицетворение. Но, поскольку памятники Ленину строились на партийные деньги, до нашего черед не доходил. И тогдашнее руководство распорядилось перед зданием Обкома КПСС поставить фонтан. Ну вроде как: нужно будет - уберем.

Появился фонтан. Прижился. Стал неотъемлемой частью площади. Но когда пришло новое руководство Обкома партии, было решено, что памятник всё-таки надо ставить. Первому секретарю Обкома КПСС Петру Телеп-неву в одну из его поездок в Москву понравился памятник Ленину, который он увидел на сцене кремлевского Дворца съездов. Это была работа Кербеля, и Телепнев обратился к нему с просьбой сделать нечто аналогичное и для Архангельска.

Вопрос, который тогда в первую очередь возник, - куда ставить памятник? Ведь на месте памятника, предполагаемого проектом застройки центральной площади, стоял фонтан. Эту архитектурную задачу было поручено решать мне и Вадиму Михайловичу Кибиреву, в то время главному архитектору области. Начали искать место, и в принципе нашли - подиум на входе в Горком партии.

ИХ ПРЕДАЛИ. И "ОТЕЦ" ИЛЬИЧА СЛОМАЛСЯ

Мы неоднократно с Кибиревым выезжали в Москву в мастерскую Кербеля, работали там все вместе по нескольку дней. В один из таких приездов нас посетил тогдашний секретарь по идеологии Обкома партии Вячеслав Иванович Боховкин. Он поддержал нашу идею поставить памятник на подиуме. Впрочем, следом сообщил, что в Обкоме резко отрицательно отнеслись к этой затее. Как я понимаю, в партии посчитали - как это можно, чтобы памятник стоял перед Горкомом партии, а не перед Обкомом? Получается вроде как главенство Горкома над Обкомом.

Но мы Боховкина в своей правоте убедили. И всё-таки, чтобы окончательно удо-стовериться, что мы выбрали самое подходящее место для установки памятника - на подиуме, специально по нашему заказу из фанеры в натуральную величину был вырезан силуэт памятника. Он был установлен на каркасе, и машина с подъемным краном возила его с места на место. Так мы примеряли, где лучше будет смотреться. Наконец поставили на подиум, где изначально и предполагали, и стало очевидно, что памятник стоит хорошо, что называется, на своем месте. Здесь памятник, там фонтан - площадь богаче становится! Тогда еще, помню, гуляли по Троицкому, бывшему проспекту Виноградова, напротив "Детского мира", а Кербель снял кепку и ударил ею о землю - вроде как всё, нашли правильное решение!

Словом, мы были окрыленные - такая поддержка в Обкоме партии! Собирается бюро Обкома. Сам памятник получает одобрение, а где стоять будет - два варианта. Идем к Обкому, видим, у фонтана стоит Телепнев и вся команда обкомов-ская. Мы подошли. Телепнев говорит: "Давайте еще раз примерим на место фонтана". Машина опять погрузила этот силуэт. Посмотрели. Снова состоялось заседание Обкома. Партийные деятели все естественно сказали: "Только на месте фонтана". Выступает Боховкин и говорит: "Только на месте фонтана". Предательство абсолютное! Кербель сразу сломался. А надо сказать, в обществе тогда много было разговоров о том, где быть памятнику, в городе знали обо всех этих разногласиях.

Пришел нам черед выступать. Сначала Вадим Михайлович. Потом дошла очередь до меня. Я попытался было сказать, что фонтан ведь ломаем, а это затраты. И одновременно понимал, что конфронтация с Обкомом партии для члена партии и главного архитектора города в те времена - это волчий билет.

В общем, фонтан перенесли к драмтеатру. Началось строительство памятника. Я раза три летал на карьер под Житомиром за камнем. Это был обмен. Мы им дерево, они нам камень. А у драмтеатра в ту пору свой Ленин стоял. Пришлось убрать. Точная копия того памятника, за исключением постамента, стоит сейчас на площади Терехина в Соломбале.

***

На центральной площади Архангельска фонтан не удержался и года после его установки.

Записала Марина ТРЕТЯЧЕНКО


Похожие новости

Последние новости