Сегодня я приступаю, быть может, к самому сокровенному рассказу о городе моего детства. Приступаю с волнением и радостью, что пришла пора, когда обо всём этом можно рассказывать. И в эти нелёгкие и неоднозначные времена я готова многое стерпеть и со многим смириться только за то, что дорога к Храму сегодня открыта и по ней может идти каждый, не оглядываясь боязливо по сторонам.
В городе моего детства, как и в других городах, в те годы нельзя было окрестить дитя, родившееся в семье коммуниста без серьезных последствий для этой семьи. Поэтому две глубоко верующие мои бабушки увезли меня летом в вологодскую глубинку. И там, втайне ото всех родных и знакомых, окрестили в Успенской церкви деревни Скородумка, где крестились когда-то и отец мой, и бабушка Ольга Алексеевна, и вся моя родня по отцовской линии.
Когда я стала чуть постарше, моя бабушка Анастасия Николаевна водила меня на службу в архангельский Ильинский собор и говорила, что это школа такая, а в ней учителя учат и взрослых, и детей. "Только никому не говори, Ируньчик, где мы с тобой были".
Я, конечно, не сказала. Но в детстве очень любила рисовать и однажды под сильным впечатлением изобразила на бумаге цветными карандашами, как бабушка держит меня на руках, а священник дает мне ложечку с причастием...
Мама пришла с работы и, конечно, увидела мой рисунок. В этот вечер у мамы с бабушкой был очень серьезный разговор. И с тех пор я долго не ходила с бабушкой в церковь... И мы молились дома.
Ещё помнится, как уже в школьном возрасте перед Пасхой бабушка посылала меня на главпочтамт подавать поздравительную телеграмму со Светлым Христовым Воскресением архангельскому епископу... Меня тогда удивляло: почему бабушка меняет на телеграмме свой обратный адрес и фамилию? "Так надо",- грустно вздыхала она.
Самыми любимыми праздниками моего детства были Пасха и Рождество, опять же благодаря моим бабушкам. И не удивительно, что уже с ранних лет я знала, что в этом очень красивом, облицованном темно-красным кирпичом здании на площади Профсоюзов были когда-то церковь и женский монастырь. И называлось оно Сурское подворье.
Фотография 1907 года в старом бабушкином альбоме передавала первоначальный облик этого здания с тремя главками, увенчанными крестами: большая в центре и две маленькие по краям. Помнится мне, на этой фотографии чернилами была нарисована аккуратная маленькая стрелочка, показывающая на одно из окон здания, и написано: "здесь я". Вероятно, там находилась келья знакомой бабушкиной монахини.
Архангельское подворье Сурского монастыря было основано Иоанном Кронштадтским. Он же финансировал строительство здания, закончившееся в 1907 году.
И, хотя задолго до моего появления на свет, главки и кресты над зданием Сурского подворья были разобраны, когда я оказывалась в этом месте города, мне всегда виделось, как они венчают это величественное здание, словно и не сносил их никто. Я всматривалась в высокие сводчатые окна подворья. Где же были кельи монахинь? А в голове тихо звучал загадочный голос: "Здесь я..."
ТАКАЯ ЛЮБОВЬ...
В детстве я любила гулять по площади Профсоюзов, от Сурского подворья до Морского речного вокзала и дальше до самого моста. Здесь всегда дул свежий ветер с Северной Двины и были слышны крики чаек. На площади меня охватывало чувство полета, словно за спиной вырастали крылья. А в душе почему-то начинала звучать музыка Брамса. И город принимал меня в свои объятия. Я качалась, как чайка, на волнах моих детских фантазий.
Родная моя улица Павлина Виноградова, теперь это Троицкий проспект, начиналась с Сурского подворья. Оно находилось всего в трех кварталах от моего дома. И старинные красно-коричневые стены хранили неразгаданную тайну, притягивали, волновали...
И, видимо, это промыслительно, что вот уже много лет сопровождает и хранит меня от бед и напастей маленькая, всего с ладонь мою, икона Пресвятой Богородицы "Всех скорбящих радость", намоленная монахиней Сурского монастыря. Но, прежде чем рассказать о том, как оказался у меня этот святой образ, хочу поведать вам одну драматическую историю, которая произошла в начале века минувшего здесь, в монастырских стенах. Историю любви двух неординарных людей, сознательно отказавшихся от мирского счастья во имя служения Богу.
Совершенно недавно купила я книгу Карины Фолиянц "Грехи и святость. Как любили монахи и священники". И в этой книге, наряду с историями любви святых Петра и Февронии, протопопа Аввакума и боярыни Морозовой, автор замечательного издания повествует о любви малоизвест-ных православных священников к своим "матушкам".
К изумлению моему, эта книга открыла мне потаённую страницу из жизни Архангельского подворья Сурского женского монастыря. И ожила история любви настоящей сподвижницы и единомышленницы матушки Варвары и отца Димитрия.
Отец Димитрий (Федосимов), протоиерей, принявший тайный постриг, был духовником Архангельского подворья Сурского женского монастыря. Как вспоминали современницы, службы протоиерея Димитрия "были какими-то особенными, светлыми"... Отец Димитрий имел много духовных чад, горячо любивших и уважавших его. Ученик Иоанна Кронштадтского, он так же, как и его духовный отец, владел даром предвидения. К отцу Димитрию обращались за советом и помощью, за благословением на супружество.
Но почти никто не знал, что отец Димитрий и его жена, матушка Варвара, были тайно пострижены и провели в воздержании и целомудрии долгие годы. До этого несколько лет отец Димитрий и матушка Варвара жили всеми радостями супружества, растили своих малолетних деток. Господь подарил супругам несколько лет истинно счастливой жизни.
Но случилась беда. Отец Димитрий стал терять зрение. Все усилия врачей оказались бесплодными. И тогда отец Димитрий обратился к Богу с мольбой о помощи. А в благодарность обещал принять обет целомудрия. И молитва была услышана!
Вместе с мужем приняла монашество и его жена, матушка Варвара, истинная сподвижница и единомышленница мужа.
После революции 1917 года Сурское подворье закрыли. Монахини были разогнаны. Отец Димитрий был сослан в Кустанай, там он принял схиму. Дальнейшая судьба его неизвестна. Не знаем мы ничего и о судьбе матушки Варвары, женщины беззаветно любящей и последовавшей за мужем в монашество.
ПУСТЬ ВОССИЯЮТ КУПОЛА НАД ПЛОЩАДЬЮ
Некоторые монахини после закрытия Сурского подворья остались в Архангельске и продолжали свое служение в медучреждениях города. Одна из них много лет работала вместе с моей мамой, жила на Чумбаровке. Помню, мы с мамой навещали её, когда она болела.
Эта женщина передала маме моей маленькую икону Пресвятой Богородицы "Всех скорбящих радость". Эта икона известна многими чудотворениями.
Если всмотреться внимательно в изображение на иконе, то можно увидеть в разных местах её едва различимые маленькие кружочки. Есть легенда, что во время страшной грозы в Санкт-Петербурге молния ударила в часовню около стекольного завода, обожгла стены и большую часть икон, только не коснулась иконы "Всех скорбящих радость", которая висела на шнуре в углу. Без всякого повреждения она спустилась на землю, только шнур был обожжен. Невдалеке от неё валялась разбитая вдребезги кружка для сбора податей. Деньги были рассыпаны по полу. А двенадцать медных грошиков очень плотно прильнули к иконе.
Небесная заступница изображена на иконе во весь рост, окруженная бедствующими людьми. Все обиженные и больные притекают к Её высочайшей милости и помощи и находят утешение.
Много лет спустя в один из самых тяжелых моментов моей жизни мама принесла мне эту чудотворную икону, потрескавшуюся от времени, намоленную когда-то в келье Архангельского подворья Сурского женского монастыря. С тех пор она всегда со мной.
В Архангельске за последние десятилетия появились новые, современные по архитектурному облику площади. Но все они - порождение одной эпохи. Иное дело - площадь Профсоюзов! Она многомерна и воплощает живую связь времен.
Начинаясь историческим зданием Сурского подворья, она стоит в окружении построек разных лет и назначений. Тут и Дворец спорта, и Северное морское пароходство, и "дом, в котором жил Гайдар", на улице Выучейского, и Морской речной вокзал. Площадь обтекает транспортный поток, словно вечный в своей изменчивой новизне поток жизни. Это ощущение триединства времени, вчера, сегодня, завтра, всегда приходит здесь, на площади. И не найти мне слов верней, чтоб выразить это состояние души:
Вчерашний день ты не утратишь,
Родишься заново сегодня
И встанешь в завтрашних вратах.
Все знаменитые площади городов мира украшают соборы. И это такое счастье - знать, что скоро, очень скоро над моей любимой площадью воссияют купола нового, самого главного в городе собора - Михаила Архангела. И устремятся на площадь завтрашнего дня потоки людей по улицам, которые ведут к храму. И мощный колокольный звон поплывет над Северной Двиной.
Ирина СИДОРОВА