Восьмое и последнее

0 0

 Восьмое и последнее Понятно, что сама суть работы президента заключается в определении приоритетов развития страны. Воплощать их в жизнь - удел чиновников рангом пониже. Давайте вспомним, как реализовались основные положения посланий президента последних лет в нашей области.

ИНВЕСТИЦИИ В ЧЕЛОВЕКА

Итак, в 2004 году в своем послании Владимир Путин говорит о необходимости модернизации образования, здравоохранения, повышения качества и доступности жилья. Спустя год, в сентябре 2005-го, эта стратегическая цель трансформируется в четырех национальных проек-тах.

Мы уже не раз писали о реализации нацпроектов на территории области. Вывод напрашивается элементарный: там, где речь идет о прямом финансировании из федерального бюджета, ситуация более или менее нормальная.

Ровно год назад, в марте 2006 года, после заседания Госсовета, посвященного проблемам образования, губернатор Николай Киселев с энтузиазмом поддержал предложение президента о введении "нормативно-подушевого финансирования" в образовании, то есть выделении средств на каждого конкретного ученика. Более того, осенью прошлого года соответствующие поправки были внесены в областное законодательство. Может быть, не стоило так спешить? Ведь сейчас в школах ощущается недобор учеников - стало быть, финансирование будет меньше, учителей придется сокращать. Но через пару-тройку лет за парты сядет следующее поколение - то самое, которому сегодня не хватает мест в детских садах. Будут ли эти самые парты, особенно в глубинке, вот в чем вопрос.

Откровенно не задалась реализация двух других нацпроектов, жилищного и аграрного, которые требуют не просто освоения бюджетных средств, а серьезной работы и подготовки от местных властей.

Так, по итогам 2006 года в области построено 140 тыс. кв. метров жилья, что, естественно, подается как огромное достижение. Сегодня президент отметил, что вообще-то требуется строить не менее квадратного метра в год в расчете на человека. То есть, применительно к нашей области, ежегодный ввод жилья должен составлять не менее 1,3 миллионов "квадратов" в год. Однако при существую-щих в области темпах эта цифра даже сейчас, спустя полтора года после старта нацпроектов, выглядит откровенно утопической.

Фактически, не оправдались и надежды на деревянное домостроение, которое одно время региональные власти рассматривали чуть ли не как панацею в решении жилищной проблемы.

Далеко не лучшим образом обстоят дела и с агропромышленным комплексом. Дотации на сельскохозяйственное производство в области если и выросли по ряду параметров, то весьма незначительно, а если говорить в целом, то господдерж-ка на единицу продукции в течение последних трех лет снижается.

Слабым звеном остается поддержка малых форм хозяйствования - кредит сложно взять, а продукцию некуда сбыть.

НАДМЕННАЯ КАСТА

В 2005 году Президент очень жестко оценил работу чиновничества, назвав его "замкнутой и подчас просто надменной кастой", и потребовал повышения эффективности государственного управления.

Однако, создается впечатление, что управленческие проколы и ошибки стали своеобразным фирменным знаком региональных властей. Еще на заре правления Николая Киселева грянул бюджетный скандал - депутаты обнаружили нецелевое расходование средств. Однако сам Николай Иванович объяснил, что никакой "нецелевухи" нет, а есть простая ошибка - "перепутали коды бюджетной классификации". Сумма этой "простой ошибки" оценивалась почти в 60 миллионов.

С тех пор прошло почти два года, но недавний скандал с проектом туристической зоны, под реализацию которого область обязана была получить федеральные средства, показал, что чиновники так и не научились работать с документами.

Не менее наглядный пример, ярко демонстрирующий неповоротливость бюрократической машины, - разработка концепции государственной поддержки и реабилитации людей с ограниченными физическими возможностями. Весной прошлого года активисты общественных организаций инвалидов сами разработали проект областной целевой программы, в которой наметили приоритеты - образование, занятость, спорт. Однако в ходе переговоров высокопоставленные областные чиновники убедили представителей общественных организаций инвалидов не торопиться и предложили более кардинальный, на их взгляд, вариант - создать региональную концепцию политики реабилитации инвалидов.

Понадобилось почти полгода на то, чтобы чиновники очнулись от спячки и отрапортовали - да, концепция разрабатывается. Причем произошло это после того, как инвалиды пригрозили массовыми акциями протеста.

На этом фоне проблема разработки областного кадрового заказа выглядит уже анекдотично. Последние пару лет чиновники буквально одними и теми же словами объясняют, что именно мешает им этот документ разработать. А экономика региона тем временем откровенно задыхается от несбалансированности кадровых ресурсов - там, где надо, рабочих рук не хватает, зато на других территориях - избыток.

Почти два года понадобилось региональным чиновникам на осознание необходимости решения проблем ЛПК. Отрасль, которая когда-то была бюджетообразующей, находится в депрессии. Впрочем, складывается ощущение, что и здесь не обошлось без влияния федерального цент-ра. Если бы полномочия по управлению лесами не были переданы на региональный уровень, если бы природные катаклизмы еще больше не усугубили бы ситуацию, областные бюрократы так и продолжали бы благодушествовать в ожидании, что "ЛПК возьмет реванш в следующем году".

Создается впечатление, что есть только аварийное реагирование на те или иные проблемы. Впрочем, чему тут удивляться и требовать планомерности? В регионе до сих пор нет не только стратегии развития, а хотя бы примерной концепции. Естественно, что в таких условиях говорит об эффективности управления просто не приходится.

ДЕМОГРАФИЧЕСКИЙ ВОПРОС

Послание 2006 года, стало, очевидно, самым эффектным для публики - прежде всего, в связи с предложением о "материнском капитале". Но дело вовсе не во внешне эффектных жестах. Предложение президента вполне укладывается в русло ранее провозглашенного направления движения - "инвестиции в человека". С другой стороны, назревшая демографическая проблема требовала адекватного решения.

Не секрет, что демографическая ситуация в области катастрофическая. По словам самого Николая Киселева, "число жителей области за последние два года сократилось более чем на 25 тысяч человек. Ежегодно мы теряем около одного процента населения. Продолжительность жизни составляет 63 года - 64 место среди субъектов РФ". Это цитата уже из послания самого губернатора.

Еще один посыл, озвученный президентом в прошлом году, - децентрализации системы управления и дальнейшее распределение полномочий. Как отметил Путин, давно пора прекратить руководить из Москвы строительством школ, бань и канализаций. Как и следовало ожидать, Николай Киселев горячо поддер-жал слова президента. Но, очевидно, трактовал их по-своему. Во всяком случае, уже в этом году областная власть фактически забрала на региональный уровень и распределение земельных участков в Архангельске, и контроль за модернизацией городской инфраструктуры, взяв на себя, таким образом, часть функций муниципалитета. Понятно, что вызвано это было во многом как известным конфликтом, так и уровнем эффективности работы муниципальных чиновников. Но чиновники приходят и уходят, а разделение уровня властей остается.

КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ

Президент своим нынешним посланием опять сумел удивить. Ни о каких отчетах и речи не было - Путин, предложив объявить 2008 год "Годом семьи", внятно и последовательно ставил задачи, фактически определяя круг задач и для своего приемника, и для страны. Более того, пожалуй, впервые так прямо была обозначена и ответственность региональных властей за реализацию заложенных в послании идей.

Как минимум, пять направлений, обозначенные президентом, могут иметь прямое отношение к Архангельской области. Например, переселение людей из ветхого и аварийного фонда - на эти цели президент потребовал выделить не менее 100 миллиардов рублей. Еще 150 миллиардов будет выделено из федерального бюджета на ремонт жилищного фонда - впервые за все последние годы. "Невнимание государства к этим проблемам вообще считаю аморальным. Не может страна с такими резервами, накопленными за счет нефтегазовых доходов, мириться с тем, что миллионы её граждан живут в трущобах", - подчеркнул президент. Фактически, речь идет о "распечатывании кубышки" Стабфонда.

Далее - развитие дорожной сети и морских портов. Президент жестко потребовал утвердить программу строительства дорог, особенно формирующих транспортные коридоры в Европейской части России по направлениям Север-Юг и Центр-Урал.

"Расходы федерального бюджета на автомобильные дороги с 2005 года практически удвоились. Тем не менее, на решение обозначенных мною проблем, не требующих никакого отлагательства, а также на развитие улично-дорожной сети, то есть на благоустройство российских городов, предлагаю дополнительно выделить еще 100 миллиардов рублей", - отметил Путин. Кроме того, президент потребовал уже в этом году решить вопрос с оформлением земли под развитие портовой инфраструктуры и определиться с созданием нескольких свободных портовых зон с льготным режимом налогообложения.

Уже в который раз прозвучала мысль о необходимости глубокой переработки сырья. Но на этот раз речь шла не только о нефти и газе, но и о лесе. "Не ущемляя интересы наших иностранных партнеров, мы должны все-таки подумать о развитии собственной перерабатывающей базы. В том числе, продолжить обоснованное снижение пошлин на технологическое оборудование, ускорить предоставление лесных участков, софинансировать создание необходимой инфраструктуры" - заявил Владимир Путин.

Напомнил президент и о том, что в большинстве стран рыбная отрасль традиционно закрыта для иностранцев. "Надо прекратить выдачу квот иностранным компаниям и предпочтение отдавать отечественным предприятиям, развивающим собственную переработку", - подчеркнул он.

Впрочем, прозвучал и еще один тезис, который также привязан к Северу. Путин потребовал от правительства уже в этом году решить вопрос по "северным пенсиям". Причем решить в пользу стариков - "чтобы пенсионеры - и те, кто уже переехал, и те, кто только будет переезжать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним территорий, могли сохранить большую часть начисленной ранее пенсии". Кстати говоря, Владимир Путин подчеркнул, что в обозримом будущем для повышения пенсионного возраста "объективной необходимости нет".

И последнее. Завершая выступление, Владимир Путин акцентировал внимание "расширенного правительства" - именно так он охарактеризовал собравшихся в Мраморном зале Кремля - на том, что все восемь его Посланий "может быть не полный, но все-таки достаточно конкретный и основательный, концептуальный план развития России".

Имеющий уши - услышит.

Андрей МУРАШОВ, фонд Перспектива,www.arhperspectiva.ru


Похожие новости

Последние новости