Юрий Бухаров, работающий на Соломбальском ЛДК водителем погрузчика, не любит долго спать, встает в четыре часа утра, на работу приходит раньше обычного. График работы погрузчика "разрывной": с 8 до 12 часов и с 19 до 23 часов. В свободное время он сажает на территории комбината деревья и цветы. За три года посадил сто пятьдесят деревьев. Каждое из них он знает и любит.
Первое дерево Юрий Бухаров принес с "Поля Чудес" - есть на комбинате и такое местечко.
- Смотрю, сосенка из-под доски торчит. Бедная, еле живая, к доске прилипла, корнями еле держится. Перенес, посадил. Дальше - больше. Найду, откопаю, в ковш погрузчика положу и везу в нормальное место. Когда зелено - красота. До пенсии год и три месяца осталось, запланировал тысячу деревьев посадить. Ну, может, и еще годок прихвачу, но посажу. Чтобы добрая память жила обо мне.
Эта деятельность Юрия Павловича у кого-то вызывает иронию, у кого-то улыбку. В нашем лесном крае на дерево привыкли смотреть как на будущую доску. А для степняка Юрия это ценность другого порядка.
Родился Юрий в Саратовской области в селе Головино (до революции там была родовая усадьба князя Головина), в степных краях, на границе с Казахстаном. Окончил среднюю школу, культпросветучилище, выучился на киномеханика. Родной дядя, имевший в его воспитании влияние больше, чем отец, "немужскую" профессию племянника не одобрял. После того, как Юрий в Саратове впопыхах начал показ любимого всеми фильма "Неуловимые мстители" вверх ногами, с конца к началу, карьера киномеханика закончилась. Он выучился на водителя, уехал в Усть-Илимск на молодежную стройку, строить ГЭС.
В Архангельск Юрий Бухаров приехал в отпуск, в гости, в 1979 году. Хотел посмотреть, "где Петр I наследил". Влюбился в Север, женился на северянке, да и остался. Работал сначала водителем погрузчика в пароходстве. В 1999 году пришел на Соломбальский ЛДК. Работает по той же специальности восьмой год. На комбинате его знают и любят за то, что он сажает деревья и делает это с непривычным для Севера деятельным желанием сделать мир краше и зеленее. И без всякого эпатажа, без стремления извлечь из своего увлечения политические выгоды.
В суховейных степях на границе с Казахстаном человек сажает деревья, чтобы украсить жизнь, и выхаживает каждое из них, как ребенка.
- У нас говорят, если возле дома нет тени, значит, плохой хозяин, - рассказывает Юрий. - Дед был знаком с Мичуриным и всегда по-мичурински что-то "мудрил": подрезал яблони, выхаживал саженцы, делая подпорки.
Когда Юрию было шесть лет, он залез на яблоню и сломал ее.
- Сломал - посади новую, - сурово сказал дед.
Так Юрий посадил первое дерево.
В Головине часто сажали деревья. Выпускники, Юрины одноклассники, посадили 300 деревьев - целую Аллею Славы, в память героям Великой Отечественной. Колхоз-миллионер мог себе позволить широкое "движение души". Только не учли тогда руководители сверху, что тополя в степи - чужестранцы и требуют особого ухода. В бурную эпоху перестройки, когда нормальная жизнь в Головине рухнула, совхоз-миллионер развалился, деревья засохли в укор человеку, дополнив общую картину разорения сиротливыми пеньками в Аллее Славы...
Для Юрия эти пеньки на малой Родине - больное место. Последние пять лет тянет домой: мать постарела. И время разнесло одноклассников по разным судьбам. Один в Казахстане пасет с комфортом овец на "Шевроле-Ниве", имеет дом-виллу, другой - бывший председатель совхоза-миллионера - чуть не угодил в тюрьму без вины виноватый, а Юрий - сажает деревья на Севере.
Елена АНТРОПОВА