На этой неделе мы с фотокором побывали на стройке, даже взобрались на крышу храма... Оттуда видно свайное поле - сваи забили, чтобы провести наружную теплотрассу. Будет теплотрасса - будет тепло в храме. А если будет тепло, работы можно не останавливать и зимой. И тогда - уложиться в срок. Это значит - освятить новый храм уже в декабре будущего года...
Однажды по редакционному заданию я продежурила ночь на станции "Скорой помощи" санитаркой. В этом дежурстве была одна ошеломительная минута: мы везли в роддом женщину, у которой начались схватки. Она очень волновалась, и чтобы успокоить, я взяла ее за руку. И сама вздрогнула, когда дошло до меня, к чему я в этот момент причастна. Вот дотронуться рукой до барабана купола, стоя на высоте почти пятнадцать метров, - это, наверное, то же самое.
Здесь, на крыше, начальник технического отдела СЛДК Сергей Нагибин рассказывает, что идея построить на Сульфате храм родилась еще в 1999 году. Причем инициатива исходила от руководства комбината, оно же выступило заказчиком, и финансирует строительство тоже СЛДК. Уже в 2000 году провели конкурс на авторский проект по архитектурному решению храма. В конкурсе участвовали порядка десяти архитекторов, и победил Геннадий Калиненко, тогда - главный архитектор Архангельска. А еще через год, 9 октября, в день Святителя Тихона, был заложен и освящен первый кирпич. Сейчас этого кирпича уже не видно, но нам показали, где примерно он находится: в алтарной стене храма, самой "восточной" и самой сакральной.
Мы стоим вровень с недостроенной колокольней. Уже известно, что колоколов на ней будет двенадцать - полная звонница. Самый большой колокол, по словам Сергея Нагибина, "потянет" примерно на две тонны, все двенадцать - на четыре с лишним. Я спрашиваю, а выбрано ли уже предприятие, где будут отливать колокола? В России их не так уж и много. Нагибин соглашается:
- Это так. Поэтому вопрос по колоколам сейчас уже прорабатывается: у меня на примете есть несколько организаций, которым можно заказать литье. А купола и кресты мы запланировали на 2008 год. В конце 2005-начале 2006 проводили тендер, в нем участвовали порядка шести организаций. Победило уральское предприятие "Морион". Далеко расположены? Думаю, проблем с доставкой не возникнет. Они работают так: сами привозят уже готовые каркасы куполов в разобранном виде, здесь собирают, здесь же на месте делают облицовку. И сами устанавливают.
А в бытовке строителей висит проект храма в цвете. На отметке проставлена высота до креста: 21,8 метра, да плюс примерно двухметровый крест. Штукатурить и красить храм не будут - он останется "натуральным" кирпичным. Красным, с зеленой кровлей.
- Если посмотреть сейчас, видно, что на кирпиче местами выступила соль, - комментирует Сергей Нагибин. - Но потом его почистят и обработают гидрофобным составом. Я специально объехал и осмотрел не одно строение, сложенное из такого кирпича. Убедился: после обработки кирпич цвет уже не меняет, остается равномерно красным.
Настоятель прихода на Сульфате игумен Афанасий рассказывает, что храм попал в не случайные руки: гендиректор ООО "Карпаты - С", которое ведет строительство с самого начала, Николай Свястин, - человек крещеный, православный. У себя на родине, на Украине, он участвовал в восстановлении не одного храма. Но чтоб строить вот так, с нуля...
- Храм Святителя Тихона - это первый объект такого рода и для нас, и для города, - улыбается Свястин. - Трудно? Да, трудно. Например, технически сложно выкладывать кирпичные арки. И еще очень трудоемким оказался свод потолка. Порядка восьмидесяти тонн бетона, более 32 кубов, нужно было уложить по технологии! Бетон подавали специальным краном. И пусть бы потолок был прямой - но ведь свод сферический, и тут очень важно соблюсти симметрию, все радиусы, все углы. Чтобы, не дай Бог, не обвалился. На эту работу ушло два месяца!
Я спросила Николая Васильевича, до каких пор они теперь смогут работать - до зимы? Свястин покачал головой:
- К зиме запустим отопление. А это значит, что останавливать работы мы уже не будем...
Светлана ГАВРИЛОВА.