Советские гаишники ездили на "Уралах" и с трубочками

0 0

Советские гаишники ездили на "Уралах" и с трубочкамиВОЗ НЕ ПЕРЕГРУЖАТЬ, МАТОМ НЕ РУГАТЬСЯ!

Смотрю, не верю своим глазам. Передо мной - водительские права, разрешающие управлять ... лошадью! Недоуменно оборачиваюсь к смотрителю музея, Юрию Ивановичу Борисову. Тот улыбается и утвердительно кивает: да-да, дескать, все правильно - именно лошадью!

- Водительские удостоверения до того, как они стали такими, как сейчас, прошли долгий путь развития. Все варианты выставлены у нас в музее. Вот такие, "лошадиные", использовались в военное время. Назывались они удостоверениями водителя гужевого транспорта. Тогда ведь весь гужевой транспорт был на учете, все было записано. Вообще, раньше выдавались отдельные удостоверения на управление разными видами транспорта. Отдельно на мотоцикл, отдельно на трактор, отдельно на трамвай, отдельно на лошадь - гужевой транспорт ...

Оказывается, раньше все было расписано и разложено по полочкам. Водитель гужевого транспорта, например, не имел права вожжами хлестать лошадь, перегружать воз, должен был соблюдать центр тяжести груза при перевозке, ездить только по колее, не ругаться матом ни на животное, ни на прохожих.

А вот другой шедевр - в графе " для особых отметок" другого водительского удостверния, выданного в 1962 году и принадлежащего некому Виктору Костину, читаем: "Склонен к употреблению спиртных напитков. Опасен для работы на автотранспорте". Запись сделал командир военной части, в которой служил Костин. Прямо так, от руки, и написал. Это ж какой дефицит водителей был бы в Архангельске сейчас, не введи ГИБДД новые водительские права, где про склонность к пьянству ни сном, ни духом не упоминается!

- Современные водительские удостоверения разрабатывались не день и не два. Это очень сложная работа! И главный корифей в этом деле у нас был наш бывший работник, Александр Васильевич Филимонов, он трудился в регистрационно-экзаменационном отделе! - продолжает рассказ Юрий Иванович.

Оказалось, первые водительские удостоверения с делением по пяти категориям разработал наш человек, архангелогородец! В 70-ом году Александр Филимонов изучил горы европейской литературы, разработал проект и послал свои разработки в московское управление ГАИ. И через два года, в 1972 году, в Архангельск поступила партия бланков новых единых всесоюзных водительских удостоверений.

Получается, Архангельск - практически колыбель современной ГИБДД! А, казалось бы, живем где-то на самом краю страны, где и дорог-то нет - одни направления. А, выходит, вон у нас какие специалисты на дорогах стоят!

"А НУ-КА, ДОРОГОЙ, ДУНЬ В ТРУБОЧКУ!"

На стене, на самом верху, рядком висят портреты всех начальников ГИБДД, бывших и нынешнего - Владимира Луткова. Взгляд цепляется за изображение единственного женского лица. В самое сложное, военное время, в период с 1941 по 1944 год, архангельским ГАИ управляла женщина - Анна Ильинична Моисеева...

Вообще, в музее масса интересного. Первый светофор в Архангельске, фотографии городских улиц, сделанные десятилетия назад... Какими были раньше дорожные знаки (когда-то их было всего лишь восемнадцать!) и какими стали (теперь их больше сотни). В какой форме раньше ходили "дорожные" милиционеры" - и в какой сейчас. Какими большими, неуклюжими и неточными были приборы для определения скорости - и какими маленькими и современными пользуются в ГИБДД в наше время.

Особый интерес у нас вызывают приборы для определения уровня трезвости водителя. Юрий Иванович подводит нас к стенду, где выставлены странные стеклянные трубочки, с каким-то сыпучим веществом желтого цвета внутри.

- Сейчас мы такими не пользуемся, сейчас все современное. Тут все просто - отломи стеклянный кончик и заставь человека дунуть в эту трубочку. Если пил - сыпучее вещество из желтого станет зеленым. Не отвертишься! Вот давайте я вам подарю одну такую трубочку - похохмите дома, друга на трезвость проверите!..

Людей музей посещает немало. Вот приходит человек сдавать на права, волнуется, пока ждет начала экзамена, решает заглянуть в музей, отвлечься. И школьники, бывает, целыми классами приходят.

НА "УРАЛЕ" И В ЖАРУ, И В СТУЖУ

Наша экскурсия заканчивается... И тут мой взгляд задерживается на самом большом экспонате музея - на мотоцикле "Урал". Что же тут делает мотоцикл?!

- На таких "Уралах" в советское время сотрудники ГАИ сопровождали поездки важных правительственных персон. Это сейчас на автомобилях, а раньше все на мотоциклах. Тоже память, тоже экспонат! - объясняет Юрий Иванович.

А Алексей Польников, инспектор пропаганды, в довесок ко всему сказанному радует нас забавной историей, связанной с этим мотоциклом. На нем, оказывается, до совсем недавнего времени ездил один из милиционеров - так к своему "Уралу" привязался, что просто не мог с ним расстаться. Ездил на своем "железном коне" и в жару, и в стужу. И вот как-то в местной газете появился жесткий, критикующий материал: вот, мол, начальники ГИБДД себе дорогих машин накупили, а рядовые сотрудники в 30-градусный мороз на мотоциклах ездят. Но он так и не захотел с ним расстаться.

А вскоре милиционер этот ушел на заслуженный отдых, и его "Урал" попал в музей...

Марья ЛОГИНОВА.


Похожие новости

Последние новости