- Александр Владимирович, давайте подведем итоги съезда. Областной список сформирован? Кто в него вошел?
- В список от Архангельской области вошли все запланированные кандидатуры. Я - Александр Новиков, Василий Гришин, Юрий Колмогорцев и, учитывая взятый партией курс на омоложение, нам рекомендовали включить в наш список 31-летнего парня, преподавателя МГУ, Андрея Андреева. На факультете журналистики преподает, между прочим!
- А как мы можем ему доверять? Он же не наш!
- Доверие определяется следующим образом. Мы его, во-первых, "привязали" к себе, избрав делегатом съезда. То есть мы оказали ему партийное доверие. Потом, даже не будучи коренным жителем нашей области, он как депутат будет обязан отстаивать интересы Архангельской области. Приведу пример, как это происходит. Депутат от фракции КПРФ Штогрин не житель Крайнего Севера, он с Дальнего Востока. Но именно благодаря фракции КПРФ и позиции депутата Штогрина, который входит в бюджетный комитет, не были отобраны северные льготы и коэффициенты. А такие попытки предпринимались трижды, в том числе и в 2005 году в последний раз.
Андреев восемь лет отработал, обслуживая фракцию КПРФ в Государственной Думе. Так как он работал в пресс-службе центрального комитета, он владеет всеми вопросами целей, задач партии...
- Он к нам приедет?
- Конечно. И я сразу приведу его в "Северный комсомолец"!
- Вот вы говорите о курсе на омоложение. А в эти дни в Архангельске как раз проходит конференция по гражданскому образованию. И все в один голос говорят: молодежь апатична и аполитична. На выборы не ходит, в партии не вступает...
- А зачем молодежи в партии вступать? Вот все зовут: иди к нам! Завлекают разовыми инъекциями. Старшие товарищи, чтобы показать себя в полный рост, заказывают митинг, снабжают молодежь полной экипировкой, в том числе и очень дорогостоящей. Потом отчитываются, что у них есть молодежное крыло. В том крыле находится платный молодежный лидер, работает схема: начальник, мастер, бригадир и рядовые. С рядовыми после мероприятия рассчитались - и вся идейность выразилась только в ста пятидесяти - двухстах рублях, которые эти ребята получили.
Наверное, это не очень умная политика старших товарищей - с такого возраста ломать молодежь. Приучать к подачкам, либо же из определенных категорий молодых людей делать карьеристов. Чего мы себе не можем позволить.
- Тогда вопрос, который я уже задавала вашему молодежному лидеру Леониду Таскаеву: а к вам зачем идут?
- К нам идут очень разные люди. Один идет, потому что он насмотрелся на "Единую Россию", "Справедливую Россию", "Патриотов" и так далее. Там ребята находятся в неравноправном положении, которое называется "унеси-принеси снаряды". Как старший товарищ сказал, так и делай. У нас этого нет. У нас молодежь имеет право сказать: Александр Владимирович, а что за фигню, простите, вы придумали? Им дана полная самостоятельность. А есть на самом деле убежденные ребята. Убежденные не потому, что знают устав и программу партии. А потому, что те условия жизни, в которых они находятся, изначально несправедливы.
- Когда проходил ваш съезд, президент как раз обдумывал вопрос, кто войдет в новое правительство. Вы между собой это как-то обсуждали?
- Да, когда выдавалась свободная минутка. Как вас, журналистов, так и нас интересовало: кем пожертвуют? Ну, фигуры, которыми пожертвовали, оказались предсказуемыми: Зурабов, Греф - все это было понятно. Но каждый из нас четко понимал, что от смены правительства жить лучше не станет. Вот Геннадий Андреевич Зюганов, когда все нормальные фракции шли в ногу, взял и со своей командой "повернулся задом": мол, нет, мы не будем поддерживать Зубкова. А все потому, что не видно конкретных шагов по изменению ситуации. Их нет.
- В слово "пожертвовали" вы какой смысл вкладываете?
- Просто объяснить на примере шахмат: фигуру жертвуют для достижения выигрыша. И фигура-то вроде нужная, но игра так складывается, что ее нужно сдать. Чтобы в дамки пройти или ферзя вернуть. Так и в политике: если все хорошо, тогда и замены не надо. Но когда только ленивый не ругает правительство и особенно отдельные фигуры, понимаешь, что их нужно менять. Ну, я думаю, те ребята не обижены, особенно Зурабов. У него состояние хорошее, фирмы его работают... Так что пожертвовали в целях сохранения доверия к партии власти, в первую очередь.
- Может, у вас были еще какие-то прогнозы по заменам?
- Меня интересовал вопрос: Сергей Шойгу, с которым я в свое время учился в параллельных группах в Академии общественных наук при ЦК КПСС, сколько еще в правительстве продержится? Я понял, что он непотопляемый. Столько полетело со своих постов его заместителей, которые были замешаны в коррупции!.. Но Сергей, у которого дача не хуже, чем у его заместителей, держится на плаву. Кстати, он был достаточно серьезным партийным работником КПСС, но, не дожидаясь, пока партию прикроют, вышел.
- Вовремя?
- Конечно, он почувствовал, что партию ругают. И ушел.
- Говорили, что Зюганов уже кого-то не устраивает, что его пора менять...
- Нет, к Зюганову, в отличие от прошлого съезда, вопросов не было. Если бы на него ушат грязи не вылили: о его роскошной квартире, о том, что он в Крыму в каких-то апартаментах отдыхал и так далее, - можно было бы понять, что он удобен Путину, думскому большинству, что его рассматривают, как умеренную демократическую оппозицию. Но нет, на него накинулись с каким-то остервенением. Конечно, у определенной части актива сложилось впечатление, и я тоже Геннадию Андреевичу говорил об этом, что было бы хорошо, если бы рядом с ним определились фигуры, которые можно отнести к категории преемников. Но пока руководство партии до двух - трех конкретных кандидатур не созрело. Это, я считаю, плохо.
- Кстати, к архангельскому отделению в Москве прислушиваются?
- Я бы сказал, что с первыми руководителями, как и со многими членами ЦК, у меня сложились нормальные отношения. Это уровень хорошего человеческого общения без лизоблюдства, без выкриков "Слава руководителю партии!", это и здоровая критика. На этом съезде я тоже выступил и не кричал "ура партии!", не клеймил "продажное правительство". Я провел такую мысль: как и во всякой армии, у нас есть талантливые командиры. Но если у командиров нет способного войска, бой выиграть невозможно. Партия должна иметь постоянные родники, подпитку - тогда и корни здоровее будут, и верхушка, крона. Я привел в пример нашего Александра Ивановича Соколова, мастера производственного обучения ПУ-42 Каргополя, который тоже был делегатом съезда. Когда я обмолвился, что Александр Иванович в метро еще ни разу не ездил, кто-то в зале фыркнул: мол, и этот человек в случае чего будет управлять государством! Но давайте посмотрим, кто у нас находится в других партиях: красивые, умные люди, готовые управлять государством, которые тоже на метро не ездят. Потому что у них есть свои спецсамолеты. И тогда мы поймем, что именно к таким людям, как Соколов, прислушиваться нужно...
Беседовала Светлана ГАВРИЛОВА.