В среду в Архангельском молодежном театре ударно открыли сезон - на сцене Дома офицеров выступал Петр Мамонов, который привез нам спектакль "Мыши+Зелененький" Мамонов фигура культовая - родоначальник группы "Звуки Му" и жанра, известного под названием "русские-народные галлюцинации", актер, он стал широко известен после выхода последнего фильма Павла Лунгина "Остров". Правда те, кто рассчитывал увидеть в этот раз на сцене "нормальную" актерскую работу в "нормальном" спектакле жестко просчитались - Мамонов занимается тем, что скорее можно назвать театром абсурда.
То, что его каким-то чудом и не без проблем занесло к нам на Север, большая удача - погрузившись в религию, Мамонов все реже выбирается даже в Москву. Тем не менее, время для Архангельска он нашел и даже поделился на сцене своим впечатлением - рассказал, написанное в тот же день, стихотворение о нашем городе, в котором Архангельск ему представился Чикаго... Это далеко не самая "изысканная" фантазия или, если хотите, галлюцинация" Мамонова.
Моноспектакли Мамонова обходятся исключительным минимумом - нет никаких декораций, только специальный световой рисунок, в лучах этого синего и красного света сам и автор, и исполнитель на сцене в джинсах и растянутом свитере кривляется под атональную фонограмму. Но это только на первый взгляд. Для скептика спектакль Мамонова действительно ни что иное, как кривлянья, сопровождаемые бредом и шумом, но на самом деле "Петя" копает и копает очень глубоко! Своеобразный язык Мамонова передает образы автора всем телом - недаром в одном из московских театров его спектакль проходил по жанру как балет. Безудержные рывки по сцене, вставания на голову, стоны, щелканье языком идут у Мамонова рука об руку с душераздирающими монологами на все самые важные темы, сопровождающие нас по жизни: любовь, смысл бытия, счастье...
Иногда его герою хочется, чтобы в него вмонтировали маленькую видеокамеру, чтобы можно было наблюдать за его внутренней жизнью, испепеляемой желаниями. В другой раз он советует все отдать, ведь "за нами идет молодежь, которая все сметет". Потом вдруг у героя Мамонова просыпается желание рассказать много чего о коллекционерах, изобретателях, летчиках, "летающих на сверхзвуковых самолетах и испытывающих нечеловеческие перегрузки", но вот только "где слова у такого маленького кролика, как я?!" И вот так полтора часа - полтора часа абсурдистской исповеди... Причем и с интонациями, часто смахивающими на молитвы... Это так, как будто бы человек выворачивается перед тобой наизнанку, демонстрируя всю свою боль. Поэтому я полностью присоединяюсь к тем словам Мамонова, когда он называет своего героя "особенным дядечкой". Только особенный дядечка может понять, что такое счастье - что счастье - это "сейчас, а не потом!"
Александр КОЖЕВНИКОВ.