Само плавание состояло из трех этапов. Наши ребята в первом этапе участия не принимали. Да и во втором их участие было под вопросом: из-за сбоев в работе известной экспресс-почты документы запоздали. Пришлось троим архангелогородцам - Саше Лоткину, Константину Кудрявцеву и Денису Прялкову догонять парусник на самолете. Догнали аж в Монтевидео. Как говорят ребята, помогло хорошее знание английского и упрямый поморский характер.
Зато теперь парни имеют полное право на знак отличия - серебряную серьгу в ухо. Ведь по старинной морской традиции, моряки, которые обогнули южноамериканский мыс Горн, имеют на это полное право. Правда, сами ребята не горят желанием такой знак носить. Хотя, улыбается начальник училища Николай Рукавишников, он не будет возражать и считать это нарушением формы одежды. Мыс Горн, который даже сейчас считается крайне сложным для прохождения парусными судами, оставил у ребят не самые теплые воспоминания.
- Мы проходили его ночью, в сильный ветер, - рассказывает Саша Лоткин. - И нужно было идти на мачты, выкатывать паруса. Страшновато было.
А вот для второй тройки курсантов, которая участвовала в следующем этапе путешествия, от Владивостока до Санкт-Петербурга, самым страшным, похоже, оказался наряд по камбузу.
- Надо было начистить картошки на весь экипаж, на 220 человек, - говорит Юра Николаев, - а вся вахта - пять человек. А шторм - так это ерунда, это даже весело. Особенно когда на корме стоишь и смотришь, как на тебя волны накатывают. Хотя, конечно, в первый ночной аврал было сложновато.
Самый теплый прием, по оценкам ребят, парусник встретил в Германии. Что, в общем, понятно: именно там отмечали 80-летие барка, который и на воду спущен был в немецком Бремерхафене под именем "Падуя".
Кстати говоря, кругосветное плавание для курсантов полезно не только как закалка характера. Ведь для получения диплома необходимо иметь 6-12-месячный плавценз, в зависимости от выбранной специальности. А плавание на парусном судне засчитывается с двойным коэффициентом. То есть месяц за два.
Кирилл БОРИСОВ.