Другое дело за границей. Однажды в Западной Европе решили увеличить цены на топливо на пять процентов, все водители по призыву профсоюзов стали ездить с пешеходной скоростью пять километров в час, цены в результате остались прежними. Или когда ЕС вынес решение ограничить масштабы рыбной ловли, рыболовецкие траулеры блокировали доступ в большинство французских портов.
На мурманской акции протеста рыбопромышленники тоже грозились перекрыть Кольский залив, если правительство не начнет шевелиться. Но пока диалог с властью пытаются вести с помощью писем. Правда, в основном получается классический монолог. В кабинете Геннадия Хвиюзова - председателя профсоюзной организации ОАО "Архангельскй Траловый Флот" - лежит уже целая стопка официальных "отписок" по различным требованиям от чиновников разных уровней, вплоть до президента. Только в "верховной администрации" с этими письмами возиться не хотят, пересылают в областные, которые зачастую при всем желании не могут удовлетворить нужды рыбаков.
Ведь не может же, например, губернатор изменить цены на топливо, которые растут по всей стране. Повышение стоимости топлива - это самая больная тема для рыбной промышленности. За два года цена за тонну подскочила примерно на восемь тысяч рублей. Теперь вылавливать некоторые сорта рыб, например сайку и путасу, стало невыгодно. Скоро нерентабельно будет добывать и сельдь. С экономической точки зрения надо ставить суда на прикол, но, по словам Геннадия Хвиюзова, предприятие не пойдет на такие меры, поскольку тогда многие рыбаки лишатся работы.
Финансовая компенсация идет за счет добычи донных пород. Часть рыбы моряки всегда продают за границей, там на нее цены выше. На прилавках наших магазинов цены на рыбу пока относительно стабильные, поскольку квоты выбраны полностью. Если уменьшится и размер квот, произойдет скачок цен. В прошлом году скумбрия стоила 32 рубля за килограмм, теперь, после отмены квоты, цена выросла до 50 рублей.
Сейчас в море выходят десять траулеров АТФ, шесть стоят у причала. Им не досталось доли квоты, да и без этого они уже отходили свое. У "рабочих" судов тоже заканчивается срок эксплуатации, не за горами уже то время, когда встанут и они. Новый траулер стоит примерно 30-50 миллионов долларов. Для АТФ, который уже второй год находится в стадии оздоровления, эта сумма не по карману. В США львиную долю расходов на постройку судна берет на себя государство, предприятие платит только 10-15 процентов. У нас предприятие должно раскошеливаться в одиночку.
Рыбная отрасль - это вообще сфера парадоксов. По закону, рыболовецкие суда должны платить налог только за рыбу, выловленную в водах экономической зоны России, но большинство судов работает за ее пределами. Однако на суше считается, что вся рыба имеет российское гражданство - пошлиной облагается весь улов, независимо от того, где его добыли. Таким образом, закон есть, но он нарушается повсеместно.
Бюрократическая волокита царит не только на суше, но и на море. В советское время, чтобы выйти в Баренцево море, достаточно было пройти таможенный досмотр. Если твое лицо было похоже на фотографию в паспорте - можно считать, проверка пройдена. Сейчас отправляют и встречают суда представители пятнадцати проверяющих организаций, которые тоже хотят за счет рыбаков добавить масла на свой бутерброд. Заход в порт у нас стоит дороже даже чем в Норвегии, которая считается самой дорогой страной в Европе.
На АТФ надеются, что областное Собрание вынесет решение отменить для них налог на имущество, как для представителей сельского хозяйства. Но и это не спасет рыболовецкий промысел. Необходимо начинать возрождение отрасли на том же уровне, на котором её разваливали, то есть на федеральном. Иначе старая техника скоро отработает свой ресурс, и на прилавках магазинов будет лежать в основном рыба с выходными данными "Сделано в Норвегии".
Вячеслав ЗАЛОГИН.