Тем более что, судя по оптимистичным прогнозам Валентина Викторовича, проблем с объемами того же молока в ближайшие годы не ожидается. Несмотря на то, что количество коров в области сократилось с 86 тысяч в 1991 году до 28 тысяч в нынешнем, Гинтов прогнозирует, что уже в следующем году областной агропром по производству молока выйдет на уровень 1991 года. При этом средний удой на корову уже в этом году составит не менее 3900 килограмм. А в пяти хозяйствах области даже перешагнули психологический рубеж в шесть тонн. "Берем не числом, а уменьем!" - объясняет причины прорыва Гинтов. Более того, в ближайшее время планируется приобретение импортных высокопродуктивных пород коров. Их ждут в Вельске, Устьянах. Например, голштинских - они, в отличие от "холмгорки", могут выдавать до десяти тонн молока в год.
Вот только не очень понятно, что делать с такой прорвой молока. Доставлять в сыром виде до конечного потребителя - просто не реально. Да и закупочные цены на молоко как застыли на уровне двухлетней давности (шесть рублей за литр), так и стоят. В отличие от цен на бензин и комбикорма, которые растут, как на дрожжах.
Выходы, в принципе, известны. Кроме ограничительно-карательных мер, направленных на вытеснение с рынка "сторонних" производителей и приход в аграрный сектор капиталов из других сфер экономики, чиновники большие надежды возлагают на производство сыра. В последнее время несколько молкомбинатов региона - Устьянский, Вельский, Красноборский - освоили его выпуск: по тонне в сутки. Для этого необходимо до 300 тонн молока - у крестьян появляется дополнительный рынок сбыта. При этом рентабельность производства сыра достаточно высока.
- Судите сами, себестоимость производства - 60 рублей, оптовая цена - 98, - объясняет Гинтов механизм ценообразования. - То есть рентабельность составляет 180 процентов. Выгоднее, наверное, только мак выращивать. Думаю, молокозаводы смогут добавить рубль-полтора к закупочной цене молока.
Впрочем, весь этот оптимизм относится, очевидно, только к крупным хозяйствам. А вот с личными подворьями, благодаря которым на рубеже веков статистика агропрома выглядела вполне прилично, похоже, начинается трагедия. Сейчас их в области насчитывается 164 тысячи. И в последние годы поголовье крупного рогатого скота на личных подворьях уменьшилось в два раза, а в некоторых районах - и в четыре. Более того, на три тысячи гектар сократились площади под картофель.
Можно, конечно, порассуждать о том, что это нормальная тенденция. Дескать, рост народного благосостояния и привел к отказу от личных приусадебных хозяйств. Зачем горбатиться на участке, если можно это время потратить на поход в театр? Правда, есть определенные сомнения в том, что пришло время все огороды отдать под цветы.
Скорее всего, дело опять же в реализации продукции. Ведь, по сути, скупкой произведенного в личных подворьях молока и картошки на селе никто не занимается. Система потребкооперации, которая, вообще-то, ради этого и создавалась, сейчас довольствуется "обычной" торговлей на селе. Аргумент у них простой: а куда мы дальше с этими закупками? И опять тема реализации продукции встает в полный рост.
Вот и получается замкнутый круг: как ни наращивай объемы производства, но без создания в глубинке серьезной системы закупки сырья агропрому будет не выжить. Несмотря на все кредитные вливания и приобретения племенных голов.
Михаил АНДРЕЕВ.